Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:28, реферат
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Введение
1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
2. Проблемы реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Российский государственный
торгово-экономический
Факультет управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы и Кредит»
Тема: «Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ»
Работу выполнил:
Аджикяримов Н.А
студент 2 курса, группы ФУ-27 (сокр.)
Проверил:
Проф. Литвиненко В.А.
Москва – 2011
Содержание
Введение
1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
2. Проблемы реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из важнейших институтов
государства является бюджетная
система. На протяжении тысячелетий
существования государств финансовые
ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам
Главная экономическая роль
бюджета выражается в том, что
он формирует финансовую базу для
функционирования органов государства
и местного самоуправления. Сущность
бюджета проявляется в тех
общественных отношениях, которые связаны
с концентрацией и
Бюджет - это «форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Бюджет создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.
Целью данной курсовой работы
является разработка предложения по
совершенствованию современной
бюджетной системы Российской Федерации,
путём решения проблем
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов // 2.
Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством // 2.
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью:
- государственная целостность,
единство системы
- разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной
- равноправия и самоопределения народов РФ.
Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и её субъектов, и являются базовыми для федеративного и бюджетного устройства государства.
Бюджетное устройство РФ основывается на принципе федерализма и содержит следующие признаки:
- включает в себя совокупность
всех существующих в
- отражает внутреннюю
организацию и взаимодействие
всех элементов бюджетной
Федеративное устройство
РФ предполагает сосуществование трех
уровней власти и, как следствие
этого, создание трех обособленных финансовых
фондов - бюджетов, для обеспечения
их деятельности. Любой бюджет является
финансовой базой для деятельности
соответствующих органов
Бюджетный кодекс РФ определяет
бюджет как форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Совокупность бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы РФ состоит из следующих уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных
3) местные бюджеты, в
том числе: бюджеты
Федеральный бюджет входит
в первый уровень бюджетной системы
РФ. Это основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием
в виде федерального закона. Именно
федеральный бюджет является основным
орудием перераспределения
Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.
В Российской Федерации, как
и в большинстве других стран,
бюджет составляется на финансовый год,
который начинается с 1 января и заканчивается
31 декабря. Особое место в условиях
реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, охрану здоровья и медицинскую
помощь принадлежит государственным
внебюджетным фондам РФ как специфической
экономической форме
Доходы указанных фондов
формируются за счет обязательных платежей,
установленных
Важное место в федеральной
бюджетной системе занимают целевые
бюджетные фонды, представляющие собой
фонд денежных средств, образуемый в
соответствии с действующим
2. Проблемы реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ основных
проблем функционирования
Бюджетный кодекс декларирует, что бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
-- принцип единства бюджетной системы РФ;
-- принцип разграничения
доходов, расходов и
-- принцип самостоятельности бюджетов;
-- принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской
-- принцип сбалансированности бюджета;
-- принцип полноты отражения
доходов, расходов и
-- принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
-- принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
-- принцип прозрачности (открытости);
-- принцип достоверности бюджета;
-- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
-- принцип подведомственности расходов бюджетов;
-- принцип единства кассы // 2.
На практике не в полной
мере реализуются юридически декларированные
принципы, особенно в той их части,
которая имеет неформальное, экономическое
содержание. В то же время следует
отметить, что представленный состав
принципов неоднороден по функциональной
роли и приоритетности. В предложенной
системе принципов можно
Провозглашенный принцип
единства бюджетной системы имеет
однозначно положительный экономический
смысл для федеративного
Формулировка содержания данного принципа позволяет увидеть в нем три составляющих:
-- организационную, связанную
с ведением форм бюджетной
документации, бухгалтерского учета,
с санкциями за нарушение
-- декларативную, включающую
такие положения, как «
-- экономическую, заключающуюся
в положении о едином порядке
финансирования расходов
Если организационная и декларативная части принципа единства бюджетной системы РФ не могут быть нарушены, то экономическое содержание на практике не реализуется, поскольку «единый порядок» юридически не определен. В результате, все уровни бюджетной системы и даже различные субъекты одного и того же уровня финансируются на основании «различных порядков» // 5.
То же относится к принципу самостоятельности. В соответствии с кодексом данный принцип предполагает многочисленные права законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и др.
Однако, фактически принцип
самостоятельности не реализуется.
Бюджетный кодекс указывает, что
принцип самостоятельности
Юридическая сторона проблемы
реализации принципа самостоятельности
заключается в том, что передача
регулирующих доходов осуществляется
вышестоящими органами власти произвольно,
причем эта произвольность вытекает
из положений Бюджетного кодекса. В
частности, ст. 48 этого закона гласит:
«Регулирующие доходы бюджетов -- федеральные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы