Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе изучения теоретических аспектов бюджетной системы охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации и выявить проблемы ее функционирования.
Задачи, вытекающие из сформированной цели таковы:
Раскрыть сущность системы финансов;
Определить место бюджетной системы в системе финансов государства;
Раскрыть понятия бюджетной системы и бюджетного устройства стран с различным государственным устройством;
Выявить структуру бюджетной системы России;
Проанализировать основные характеристики бюджетов разных уровней;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетная система как звено системы финансов государства 5
1.1. Понятие и структура системы финансов 5
1.2. Бюджетная система в странах с различным государственным устройством 7
1.3. Бюджетное устройство государства 8
Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации 12
2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ 12
2.2. Анализ основных составляющих бюджетной системы 15
2.3. Внебюджетные фонды РФ 17
Глава 3. Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения 19

Файлы: 1 файл

основная часть раб0.docx

— 173.14 Кб (Скачать файл)

Еще одной составляющей бюджетной  системы РФ являются государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования  РФ, Фонд социального страхования  РФ). Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики. [самсонов, с.144]

 

2.2. Анализ основных составляющих бюджетной системы

 

Как уже отмечалось ранее, бюджетная система РФ состоит  из 4 уровней. Для анализа бюджетов различных уровней потребуются  основные характеристики бюджета.

Основными характеристиками бюджета являются:

    1. Прогнозируемый общий объем доходов;
    2. Общий объем расходов;
    3. Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;
    4. Прогнозируемый профицит или дефицит.

При анализе состава и  структуры бюджетов разных уровней  интерес прежде всего представляет консолидированный бюджет.

Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов за 2012г. составили 23,089 трлн руб., расходы - 22,826 трлн руб. (Приложение 11, Приложение 12)

Доходы консолидированного бюджета в 2011 году увеличились на 30,09% или на 2233,31 млрд. рублей в абсолютном выражении по сравнению с 2010 годом, а то время как общий объем  доходов в 2012 году увеличился на 10,71% по сравнению с 2011 годом. Данное увеличение роста доходной части консолидированного бюджета вероятно связано с достаточно большим приростом в 29,77% по статье «Акцизы» (179,76 млрд. рублей).

Консолидированный бюджет РФ за 2012 год исполнен с профицитом в размере 263 млрд. руб. [казначей рф, проф конс бюд]

Расходы консолидированного бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 14,16%. Данное увеличение произошло за счет увеличение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (на 27,04 % или 410,61 млрд. рублей).

Основным элементом для  бюджетной системы Российской федерации  является федеральный бюджет. Основные параметры федерального бюджета  представлены в Приложении 13.

Федеральный бюджет остается критически зависимым от поступлений  нефтегазовых доходов. В 2013-2015 годах  нефтегазовые доходы будут составлять 44-46% доходной части бюджета. При  этом сам объем нефтегазовых доходов  напрямую зависит от внешнеэкономической  ценовой конъюнктуры. В целом  снижение доли нефтегазовых доходов  можно рассматривать как положительных  фактор, способствующий большей устойчивости доходной части федерального бюджета  и некоторому снижению ее зависимости  от внешнеэкономической конъюнктуры. [предвар оценка испол фед бюд]

В целом объем поступивших  доходов в январе-марте 2013 года составил 3 100,80 млрд. рублей или 24,1% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". За аналогичный период 2012 года объем доходом составлял 2 963,6 млрд. рублей.

Кассовое исполнение расходов сложилось в размере 3 241,87 млрд. рублей или 24,2% к общему объему доходов федерального бюджета. За аналогичный период 2012 года объем расходов составлял 3 084,9 млрд. рублей

Дефицит федерального бюджета  РФ сократился за март на 118,45 млрд. рублей и составил на 1 апреля 141,06 млрд. рублей. [заключ инст гайдара]

Немаловажным объектом для  анализа являются консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации. (Приложение 14)

В целом консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  на 01.07.2011 г. исполнены по доходам  в сумме 3 716 млрд. рублей, или 118% к  аналогичному периоду прошлого года, и по расходам - в сумме 3 007 млрд. рублей, или 110% к аналогичному периоду прошлого года. Профицит составил 709 млрд. рублей.

А в первом полугодии 2012 г. по доходам - в сумме 3 898 млрд. рублей или 104% к аналогичному периоду прошлого года, и по расходам – в сумме 3 495 млрд. рублей, или 116 % к аналогичному периоду прошлого года.

 

2.3. Внебюджетные фонды  РФ 

 

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в  Российской федерации в  1990-е годы. Их создание необходимо  для решения ряда жизненно важных задач экономического и социального характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования. [ковалев, с.283]

Государственные внебюджетные фонды – это государственные фонды денежных средств бюджетов, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для финансирования конкретных социальных нужд общефедерального либо территориального назначения. [трошин, с. 104]

Специфической особенностью внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Система внебюджетных фондов РФ социальной направленности включает в себя, как уже отмечалось, три  фонда:

    1. Пенсионный фонд РФ:
    2. Фонд социального страхования РФ:
    3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Крупнейшим из внебюджетных фондов и одним из значимых социальных институтов России является Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. [о пенсион фонде]

Средства Пенсионного  фонда формируются за счет следующих  источников:

    1. страховых взносов;
    2. средств федерального бюджета;
    3. сумм пеней и иных финансовых санкций;
    4. доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
    5. добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
    6. средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
    7. средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
    8. иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. [об обязател пенсион страх]

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    1. учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
    2. назначение и выплата пенсий;
    3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
    4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
    5. взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;
    6. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
    7. управление средствами пенсионной системы;
    8. реализация Программы государственного софинансирования пенсии. [о пенсон фонде]

Фонд социального  страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. [развитие систем социал страхо]

Средства Фонда социального  страхования расходуются на:

    1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    2. родовые сертификаты,
    3. социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    4. оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;
    5. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев - профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;
    6. частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
    7. частичное содержание детско-юношеских спортивных школ  и др. [горловска]

Фонд обязательного медицинского страхования является неотъемлемой частью системы государственного страхования  граждан РФ в условиях рыночной экономики. Фонд расходует средства на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполнение целевых программ, оказание медицинской помощи по обязательному страхованию, в том числена охрану материнства и детства.  Структурно Фонд обязательного медицинского страхования состоит из федерального фонда территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Бюджет фондов обязательного медицинского страхования формируется за счет единого социального налога и единого налога на вмененный доход, доходов от размещения временно свободных средств фонда, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, а также в результате безвозмездных поступлений. [трошин с.114]

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения

 

3.1. Проблемы  бюджетной системы РФ

 

На сегодняшний день все  большую актуальность приобретает  проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ. По настоящее время сохраняется проблема стабильности функционирования бюджетной системы, так как продолжается увеличение внутреннего долга, в бюджет будущих периодов закладывается уменьшение доходной части налоговых поступлений и увеличение налогового бремени. [марченко]

Для определения степени  несбалансированности бюджетной системы  РФ целесообразно рассчитывать величину вертикального бюджетного дисбаланса. 

Результаты расчетов вертикальной несбалансированности свидетельствуют  о дисбалансе в пользу региональных бюджетов в размере 5,48% от величины ВВП в 2009 году, 3,76% - в 2010 году. Это было вызнано значительным ростом расходов федерального бюджета и, соответственно, уровнем дефицита. [соколова, с.13]

И в 2012 году ситуация не изменилась. Данные об исполнении консолидированного бюджета за 2012 год, несмотря на то, что его суммарный профицит оказался более чем в 2 раза больше ожидаемого (262,91 вместо 124 млрд. руб.), подтвердили наличие вертикальной несбалансированности бюджетной системы РФ. Как и следовало ожидать, проблемы возникли у регионов, которые в 2012 году получили новые обязательства по указам Президента в области социальной политики, образования и науки, государственного управления, но не получили ресурсов на их выполнение. [волков рег в мину]

Решение проблем бюджетной  несбалансированности является важнейшей  задачей  при выборе механизма распределения средств между бюджетами разных уровней. Этот механизм должен быть настроен, главным образом, на корректирование вертикальной диспропорции – устранение несоответствий между расходными функциями территориальных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за ними. [соколова, с.14]

Однако несбалансированность бюджетов разных уровней неединственная проблема в области бюджетной  системы РФ. В своем послании Федеральному Собранию Президент выделил семь нерешенных проблем:

    1. Сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов;
    2. Структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно;
    3. На низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам.
    4. Зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
    5. Бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
    6. Не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызыв<span

Информация о работе Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения