Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе изучения теоретических аспектов бюджетной системы охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации и выявить проблемы ее функционирования.
Задачи, вытекающие из сформированной цели таковы:
Раскрыть сущность системы финансов;
Определить место бюджетной системы в системе финансов государства;
Раскрыть понятия бюджетной системы и бюджетного устройства стран с различным государственным устройством;
Выявить структуру бюджетной системы России;
Проанализировать основные характеристики бюджетов разных уровней;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетная система как звено системы финансов государства 5
1.1. Понятие и структура системы финансов 5
1.2. Бюджетная система в странах с различным государственным устройством 7
1.3. Бюджетное устройство государства 8
Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации 12
2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ 12
2.2. Анализ основных составляющих бюджетной системы 15
2.3. Внебюджетные фонды РФ 17
Глава 3. Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения 19

Файлы: 1 файл

основная часть раб0.docx

— 173.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Бюджетная система как звено системы финансов государства 5

1.1.  Понятие и структура системы финансов 5

1.2. Бюджетная система в странах с различным государственным устройством 7

1.3. Бюджетное устройство государства 8

Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации 12

2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ 12

2.2. Анализ основных составляющих бюджетной системы 15

2.3. Внебюджетные фонды РФ 17

Глава 3. Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения 19

3.1. Проблемы бюджетной системы РФ 19

3.2. Совершенствование бюджетной системы РФ 21

Заключение 25

Библиографический список 27

Приложения 30

Приложение 7 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – система  финансов общества, главным звеном которой является бюджетная система. Посредством бюджетной системы  происходят  мобилизация и расходование ресурсов государства, что дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики.

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности  регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой  обусловливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение  надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами.

Федеральный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в России в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование системы финансов общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Цель работы – на основе изучения теоретических аспектов бюджетной системы охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации и выявить проблемы ее функционирования.

Задачи, вытекающие из сформированной цели таковы:

    • Раскрыть сущность системы финансов;
    • Определить место бюджетной системы в системе финансов государства;
    • Раскрыть понятия бюджетной системы и бюджетного устройства стран с различным государственным устройством;
    • Выявить структуру бюджетной системы России;
    • Проанализировать основные характеристики бюджетов разных уровней;
    • Охарактеризовать внебюджетные фонды Росси;
    • Установить проблемы функционирования бюджетной системы России;
    • Определить пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

  В нашей работе объектом исследования выступает бюджетная система. Предметом исследования является бюджетная система Российской Федерации.

К основным методам, использованным в данной работе, можно отнести: сравнение, анализ, синтез, дедукцию.

Из всех авторов, труды которых были использованы в данной работе, можно выделить  Подъяблонскую Л.М., Колпакову Г.М, Трошина А.Н., Мазурину Т.Ю., Купцова М.М.,Князева В.Г., Романовского М.В., Белоглазову Г.Н., Горловскую И.Г.

Указанные цели и задачи курсовой работы формируют ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В введении указана актуальность, цели и задачи данной работы. В первой главе мы рассмотрим место бюджетной системы в системе финансов государства и ее структуру. Во второй главе будет рассмотрена бюджетная система Российской Федерации. В третьей главе будут представлены основные проблемы бюджетной системы Российской Федерации и пути ее совершенствования. В заключение сформулированы выводы по работе. В списке литературы представлены книги, статьи, источники интернет, которые были использованы в процессе написания данной работы. Приложения включают в себя схемы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, таблицы с анализом доходов и расходов бюджетов разных уровней. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетная  система как звено системы  финансов государства

 

1.1.  Понятие  и структура системы финансов

Финансовые отношения очень многообразны и во всей своей совокупности это многообразие образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Данной совокупностью является система финансов.

Необходимо отметить, что  содержание и структура системы  трактуется у разных авторов по-разному. В одних случаях «система финансов»  является синонимом «финансовой  системе». В других случаях данным терминам придают разные значения.

Такие авторы как Подъяблонская Л.М., Колпакова Г.М, Трошин А.Н. и Мазурина Т.Ю., Купцов М.М., Князев В.Г отожествляют понятия «система финансов» и «финансовая система».

Согласно автору Подъяблонской Л.М. «финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризуемых особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве. Структура финансовой система включает следующие сферы финансовых отношений: финансы государственные и местные, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домохозяйств». [подъяблоская, с. 24]

Трошин А.Н. и Мазурина Т.Ю. говорят, что « финансовая система  как совокупность различных сфер финансовых отношений подразделяется на подсистемы, основные из них: государственные  и муниципальные финансы; финансы  организаций (предприятий), финансы  домохозяйств». [трошин, с. 10]

Аналогичной точки зрения придерживается Колпакова Г.М., которая определяет финансовую систему как совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений и включает в финансовую системы три крупных блока: государственные финансы, местные финансы, финансы юридических и физических лиц. [копакова, с. 164]

В свой работе Купцов М.М. представляет финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, которая включает в себя централизованные, децентрализованные финансы и финансы домохозяйств. [купцов, с. 14]

Князев В.Г. финансовую систему  рассматривает с точки зрения структуры как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и  использование доходов. Согласно точки  зрения данного автора, то финансовая система состоит из:

    1. Финансов властных структур (государственные и муниципальные финансы), которые состоят из бюджетного фонда и внебюджетного фонда;
    2. Финансов самодеятельных субъектов экономической сферы (финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, персональные финансы). [князев, с. 100-101]

Другой позиции в своих  трудах придерживаются такие авторы как Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. и Горловская И.Г.

Романовский М.В. и Белоглазова Г.Н. разграничивают понятия «система финансов» и «финансовая система». В основе разграничения лежат функциональный или институциональный подходы. Функциональный подход применяется к содержанию «системы финансов». Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Согласно данному определению система финансов состоит из двух укреплённых подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. [роман белогла, с. 55-56]

Институциональный подход положен  в определение понятия «финансовая  система». Соответственно финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и  финансовых рынков, обеспечивающих с  помощью различных финансовых инструментов формирование использование денежных средств государства, организаций и населения. [роман белогл с. 58]

Согласно точке зрения Горловской И.Г. «финансовая система» в рамках неоклассической школы рассматривается как совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. [горло с. 76]

Тем временем «система финансов»  в рамках классической школы включает в себя три основные подсистемы: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домохозяйств. [голов, с. 31]

В данной работе мы будем  придерживаться мнения о том, что понятие «системы финансов» не является синонимом понятия «финансовой системы».

Система финансов любого государства  включает в себя несколько взаимосвязанных  элементов.

Структура системы финансов включает:

    1. Централизованные финансы;
    2. Децентрализованные финансы.

В свою очередь централизованные финансы делятся на два звена:

    1. Бюджетную систему;
    2. Государственный и местный кредит.

Совокупность федеральных, региональных, местных бюджетов и государственных и территориальных внебюджетных фондов образуют бюджетную систему страны.

Бюджетная система является главным звеном системы финансов государства.

Децентрализованные финансы  включают в себя два звена: финансы  предприятий, организаций, учреждений; финансы домохозяйств.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существует разные точки зрения на понятие системы финансов. Многие авторы определяют финансовую систему и систему финансов как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, но в данном определении упускается из виду именно институциональный аспект (с помощью каких институтов осуществляются финансовые операции). Следовательно, необходимо разграничивать понятия система финансов и финансовая система.

 

1.2. Бюджетная система в странах с различным государственным устройством

 

Бюджетная система – это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов ее государственных  и административно-территориальных  образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между  собой установленные законом  взаимоотношения. [золотор, с.6]

Структура бюджетной системы  обусловлена формой государственного устройства страны. По форме государственного устройства страны подразделяются на три группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарное государство –  это форма государственного устройства, при которой административно  – территориальные образования  не имею собственной государственности  или автономии. Для унитарного государства  характерна бюджетная система, состоящая  из двух звеньев:

    1. Государственный бюджет;
    2. Местные бюджеты. [рудый, с.35]

Федеративное государство  – это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. [поляк, с. 114]

Бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев:

    1. Государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства);
    2. Бюджеты субъектов федерации;
    3. Местные бюджеты. [дробозина, с. 232]

 

1.3. Бюджетное  устройство государства

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств. [поляк, с. 113]

Информация о работе Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения