Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе изучения теоретических аспектов бюджетной системы охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации и выявить проблемы ее функционирования.
Задачи, вытекающие из сформированной цели таковы:
Раскрыть сущность системы финансов;
Определить место бюджетной системы в системе финансов государства;
Раскрыть понятия бюджетной системы и бюджетного устройства стран с различным государственным устройством;
Выявить структуру бюджетной системы России;
Проанализировать основные характеристики бюджетов разных уровней;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетная система как звено системы финансов государства 5
1.1. Понятие и структура системы финансов 5
1.2. Бюджетная система в странах с различным государственным устройством 7
1.3. Бюджетное устройство государства 8
Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации 12
2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ 12
2.2. Анализ основных составляющих бюджетной системы 15
2.3. Внебюджетные фонды РФ 17
Глава 3. Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения 19

Файлы: 1 файл

основная часть раб0.docx

— 173.14 Кб (Скачать файл)

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Бюджетные системы ведущих  зарубежных стран строятся на общих  основных принципах. К ним относятся:

    1. Оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительными органами власти;
    2. Полнота бюджета;
    3. Единство бюджета;
    4. Приоритетность публичных расходов;
    5. Достоверность и наглядность бюджета;
    6. Ежегодное утверждение бюджета;
    7. Бюджетное равновесие. [ермасова, с.229]

Обязательное  оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительными органами власти, означает законодательное оформление бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона, в ряде стран (США, Финляндия) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трех основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений. [рудый, с. 36]

Другим важным принципов  бюджетной системы зарубежных стран  является требование полноты бюджета, в соответствии с которым все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом. Осуществление этого принципа происходит через принятие бюджета-брутто, или валового бюджета, в котором находят отражение все финансовые операции правительства как по расходам, так и по доходам. В отличие от него бюджет-нетто содержит лишь сальдовые результаты. [козырин, с.21]

Принцип единства бюджета находит свое выражение в единстве правовой базы, форм бюджетной документации и применении одной классификации доходов и расходов. [грязнова, с. 320]

Принцип приоритетности публичных расходов основан на том, что осуществление государством функций не ставит в прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядке размер публичных расходов, правительство исчисляет в соответствии с полученными результатами объемы требуемых государственных доходов.[ермасова, с. 229-230]

Требование достоверности и наглядности бюджета нацелено на борьбу с фальсификацией бюджетных росписей. А также данный принцип нужен для эффективного обсуждения бюджетных проектов и гласности бюджетной политики. [козырин, с.23]

Принцип ежегодного утверждения бюджета означает установление государственного бюджета на один финансовый год. Однако в некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например в Германии допускается возможность установления двухлетнего бюджета). [рудый с.38]

Принцип бюджетного равновесия означает необходимости сбалансированности доходной и расходной части бюджета. [ермасова, с.230]

Однако в разных государствах может присутствовать расширенный перечень принципов бюджетной системы. Например, в Российской Федерации согласно статье 28 Бюджетного Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

    1. Единства бюджетной системы РФ;
    2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
    3. Самостоятельности бюджетов;
    4. Равенства бюджетных прав субъекта РФ, муниципальных образований;
    5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
    6. Сбалансированности бюджета;
    7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    9. Прозрачности (открытости);
    10. Достоверности бюджета;
    11. Адресности и целевого характера бюджетных средств;
    12. Подведомственности расходов бюджетов;
    13. Единства кассы. [БК]

Единство бюджетной  системы. Означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за правонарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и использования расходных обязательств, формировании доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы. [роман вруб с. 55]

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. [БК]

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    1. право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    2. наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
    3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    5. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    6. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. [самсонов с. 63-64]

Принцип равенства бюджетных прав субъекта РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. [кочмола с. 46]

Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов заключается в том, что все доходы, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в обязательно порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. [гирасименко с. 98]

 

 

Подводя итоги, необходимо обратить внимание, что бюджетное устройство во всех странах включает в себя: бюджетную систему и принципы ее построения. Однако в зависимости от формы государственного устройства структура бюджетной системы и перечень принципов может различаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации

2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [БК]

Общие принципы организации  и функционирования бюджетной системы  РФ регулируются Бюджетным Кодексом РФ (первый уровень бюджетного законодательство).[золотарева, с. 7-8]

А также к бюджетному законодательству можно отнести Федеральный закон  от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законы (решения) субъектов РФ о региональных (местных) бюджетах на очередной финансовый год и др. [грязнова, с. 323]

В соответствии со статьей 10 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

    1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
    2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    3. Местные бюджеты, в том числе:
      • Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
      • Бюджеты городских и сельских поселений. [БК]

Федеральный бюджет – это  совокупность денежных средств, централизованных на федеральном уровне за определенный период времени, оформленных в виде сметы (росписи) доходов и расходов на календарный год и плановый период с указанием источников доходов  и направлений расходов денежных средств, для обеспечения деятельности органов государственной власти по выполнению функций и задач  государства. [уманцев, с.16]

Основными источниками доходов  федерального бюджета являются:

    1. Федеральные налоги, взымаемые на всей территории страны, по единым ставкам и в единые сроки. Часть некоторых федеральных налогов перечисляются в федеральный бюджет, а часть в региональные и местные бюджеты;
    2. Доходы от внешнеэкономической деятельности;
    3. Доходы от аренды и реализации федерального имущества;
    4. Доходы от приватизации федеральных предприятий;
    5. Доходы от продажи федеральных резервов;
    6. Доходы от размещения государственных ценных бумаг. [зинкевич, с.54-55]

Бюджеты субъектов РФ –  бюджеты республик в ее составе, краев, областей, автономных областей (округов). [Самсонов,  с.62]

Местные бюджеты  - это  форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. [Врубел романов, с. 93]

В целях обеспечения достоверности  бюджетного планирования, проведения качественного анализа доходов  и расходов всех бюджетов, получения  полной информационной базы о доходах  и расходах для формирования и  реализации бюджетно-налоговой политики региона или страны составляются консолидированные бюджеты. Свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами представляет собой консолидированный бюджет. [афансьев, с. 67]

В отличии от законодательно утвержденных бюджетов бюджетной системы РФ, консолидированные бюджеты не полежат утверждению в законодательном порядке и не являются законом. [кочмола, с.42]

Структура консолидированных  бюджетов РФ представлена в Приложении 6, Приложении 7, Приложении 8.

Бюджетная классификация РФ – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и использования бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. [БК]

Бюджетная классификация  включает в себя:

    1. Классификацию доходов бюджета;
    2. Классификацию расходов бюджетов;
    3. Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
    4. Классификацию операций публично-правовых образований. [БК]

Едиными для бюджетов бюджетной  системы РФ группами и подгруппами  доходов бюджетов являются:

    1. Налоговые доходы;
    2. Неналоговые доходы;
    3. Безвозмездные поступления.

В Приложении 9 представлена классификация доходов бюджетов вместе с соответствующими кодами вида дохода, которые едины для всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно статье 21 Бюджетного Кодекса РФ все бюджеты бюджетной  системы имеют единые разделы  и подразделы классификации расходов, которые представлены в Приложении 10.

Информация о работе Основные проблемы бюджетной системы РФ и пути их решения