Основные стороны государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
2. Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
3. Рассмотреть бюджетный дефицит и источники покрытия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА…………………………………………………………………………….
1.1 Понятие и сущность бюджета …………………………………………………..
1.2 Сбалансированноть бюджета понятие и условия……………………………
1.3 Дефицит и профицит бюджета ……………………………………………….
ГЛАВА II.АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета………………………
2.2 Анализ исполнения расходной части бюджета…………………………
ГЛАВА III.БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ………………………………………………………………………
3.1 Бюджетное планирование на 2010-2012 годы…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило  стране значительного ослабить влияние  мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в  банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. 

В период 2010-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение  следующих задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными  проблемами в период мирового финансового  кризиса. С одной стороны, это  снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти  проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

б) Поддержка реального  сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В текущем году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора  экономики. Поддержка оказывается  как отдельным предприятиям (в  рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

В 2010-м и последующих  годах объем такой поддержки  будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой  напрямую из бюджета. В ближайшее  время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

2) Обеспечение средне- и  долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости.

Как уже отмечалось, в  ближайшие три года российская экономика  столкнется с резким сокращением  ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и  накопленных ранее резервов. В  этой связи придется проводить такую  политику в области расходов, которая  бы, с одной стороны, стимулировала  рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала  обострения социальных проблем и  при этом не вела бы к чрезмерному  росту бюджетного дефицита и необходимости  стремительно наращивать государственный  долг.

До кризиса расходы бюджетной  системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно  увеличивались. Рост расходов заметно  опережал темпы роста экономики  и коснулся практически всех направлений  расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции  бюджетной политики, ее адаптации  к периоду низких государственных  доходов.

Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда  правительству придется балансировать  между необходимостью проведения стимулирующей  бюджетной политики и восстановлением  макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет  достигаться при постепенном  сокращении бюджетного дефицита –  до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

После завершения переходного периода  необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам  бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной  системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные  условия для внутренних и внешних  инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

Следует отметить, что при  больших объемах дефицита бюджета  могут возникнуть определенные затруднения  в результате конкуренции государства  и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту  корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных  облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ.

С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд.долл.

3) Повышение эффективности расходов  бюджета

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило  развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой  инвентаризации должна стать выработка  предложений по отмене тех нормативных  актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится  «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных  средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение  его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без  такого сотрудничества, особенно в  текущих условиях, многие важные программы  не могут быть реализованы.

Долгосрочные программы  повышения эффективности государственных  расходов должны интегрироваться в  рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать  при распределении бюджетных  ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

Ключевую роль в составлении  и реализации программ по повышению  эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или  иному направлению.

4) Повышение эффективности  налоговой системы

В период экономического кризиса  соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для  правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники  его финансирования, в том числе  рассматривая варианты повышения налогов. 

Во избежание такого расхождения  между долгосрочными целями и  среднесрочной политикой нужна  коррекция долгосрочных целей налоговой  политики. Новой целью налоговой  политики должно стать не простое  снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение  по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим нужно  оптимизировать налогообложение сырьевого  сектора, а также производства и  потребления товаров, наносящих  вред здоровью, таких как  табак  и алкоголь.

5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам

В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать  бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых  будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма  валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые  были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал  будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового  стажа до 1991 года.

С 1 января 2010 года размер пенсии с  учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального  бюджета.

Проведенные реформы позволят существенно  повысить размер пенсий в России. Средний  размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение  трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению  с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет  в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено  финансовое обеспечение государственных  пенсий, ежемесячные денежные выплаты  и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета  возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

6) Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы

Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение  функционирование банковского сектора  Российской Федерации.

Возникший дефицит ликвидности  в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми  банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью  ряда решительных мер предотвратили  системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение  стабильной работы банковской системы  и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных  организаций к ресурсам Банка  России. Одновременно было принято  решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц  в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.

В этой связи в бюджете предусматриваются  средства на дополнительную капитализацию  банковского сектора - в 2009 году в  размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем  году предусмотрены государственные  гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в размере 300 млрд. рублей.

В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять  повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Также продолжится работа по следующим  направлениям:

1.Обеспечение открытости деятельности  кредитных организаций, в том  числе прозрачности структуры  собственности акционеров (участников).

2.Упрощение и удешевление процедур  реорганизации, включая присоединение  кредитных организаций, создание  дополнительных условий для информирования  широкого круга лиц о реорганизационных  процедурах.

3.Оптимизация условий для развития  сети банковского обслуживания  населения, субъектов среднего  и малого предпринимательства.

4.Обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении  кредитными организациями лиц,  не обладающих необходимыми профессиональными  качествами или имеющих сомнительную  деловую репутацию, включая создание  механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.

Информация о работе Основные стороны государственного бюджета