Планирование доходов регионального бюджета (на примере Ростовской области)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 10:48, автореферат
Описание работы
Цель диссертационного исследования состоит в разработке методики планирования доходов регионального бюджета и выявлении основных источников наращивания налогового потенциала субъекта РФ для совершенствования на данной основе налоговой политики региона. Для достижения цели в работе определены следующие задачи: - исследовать концептуальные основы, экономическое содержание налогового потенциала и определить факторы, влияющие на его формирование; - изучить теоретические концепции и методические подходы к оценке и формированию налогового потенциала и осуществить их сравнительный анализ с точки зрения возможности применения на практике; - проанализировать основные социально-экономические особенности развития Ростовской области; - оценить влияние механизма налогового регулирования на экономику региона; - выработать основные направления совершенствования налоговой политики региона с учетом прогнозирования его налогового потенциала.
ДИССЕРТАЦИЯ:
ВВЕДЕНИЕПО ЭКОНОМИКЕ, НА ТЕМУ "ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"
Актуальность темы исследования. Проблема
эффективности использования бюджетных
средств в сфере государственных финансов
на федеральном и региональном уровнях
остается одной из самых актуальных в
российской экономике.
Поскольку Российская Федерация является
крайне неоднородной в отношении экономических
потенциалов субъектов, входящих в ее
состав, что обусловлено, прежде всего,
историческими факторами и значительной
территориальной рассредоточенностью,
у федерального центра возникает необходимость
в механизме, позволяющем оценить уровень
бюджетной обеспеченности регионов, с
одной стороны и налоговые возможности
регионов с другой. Проблема оценки эффективности
использования бюджетных средств особую
значимость приобретает на субфедеральном
уровне.
Наращивание налоговых доходов региональных
(местных) бюджетов является важной задачей
налоговых реформ, поскольку увеличение
налогового потенциала во времени воплощается
в прирост доходов в масштабах национальной
экономики, а рост доходов, в свою очередь,
является предпосылкой реализации расходных
полномочий органов власти субъектов
Российской Федерации. Таким образом,
налоговые поступления, формирующие бюджет,
определяют ресурсы воспроизводства собственности,
доходов, экономического потенциала в
целом, а значит, и уровень налоговых поступлений
будущих периодов в регионах.
Между тем, в современных условиях наблюдается
существенная разбалансированность налоговых
отношений и отношений собственности,
выражающаяся в том, что налоговые отношения
не ориентированы на содействие процессам
воспроизводства капитала хозяйствующих
субъектов. Существующая система межбюджетного
регулирования не располагает региональные
власти к проведению реальной оценки собственного
налогового потенциала территорий. Проводимые
реформы по совершенствованию межбюджетных
отношений до настоящего времени не дали
ощутимых результатов по формированию
стимулов к развитию налогового потенциала
регионов и росту собираемости налогов.
В связи с этим необходимо дальнейшее
развитие и совершенствование методики
оценки налогового потенциала, а также
осуществление поиска новых форм использования
ее результатов, что, в свою очередь, ставит
перед экономической наукой задачи, связанные
с1 уточнением реального налогового потенциала
субъектов Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы.
Среди зарубежных авторов, заложивших
фундамент науки о налогах, следует отметить
У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, А. Маршалла,
Ж. Сэя, а также представителей более поздних
школ - Дж. Кейнса, А. Лаффера, Гр. Мэнкью,
П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, К. Макконелла,
С. Брю и других.
Теоретические основы в области разработки
налоговой политики государства, структурные
характеристики и роль налоговой системы
исследованы в фундаментальных трудах
отечественных экономистов JI.A. Дробозиной,
В.И. Макарьевой, Л.П. Окуневой, Л.П.Павловой,
В.Г. Панскова, С.Г. Пепеляева, В.М.Пушкаревой,
М.В. Романовского, A.A. Тривуса, Д.Г. Черника.
Исследования в области налогов и налогообложения
проведены в работах И.В. Горского, В.М.
Пушкаревой, С.Д.Шаталова. Проблемы налогового
администрирования рассмотрены в работах
A.B. Аронова, В.А. Кашина, В.А. Красницкого,
O.A. Мироновой. К вопросам формирования
налогового потенциала обращались М.Л.
Бишенов, О.В. Врублевская, И.В. Горский,
Л.В. Дуканич, А.Л. Коломиец, А.Б. Паскачев,
Ф.К. Садыгов, М.Н. Шалюхина и другие.
Проблемы бюджетного федерализма и реформирования
межбюджетных отношений исследованы в
работах таких ученых, как О.В.Богачева,
Т.В. Грицюк, А.Г.Игудина, М.В. Кириченко,
В.Н.Лексина, И.В. Подпориной, Е.В.Пономаренко,
В.М. Родионовой, В.М. Христенко, А.Н. Швецова.
Вместе с тем, ряд аспектов остался неразработанным.
До настоящего времени дискуссионной
остается трактовка понятия «налоговый
потенциал». По-разному оцениваются и
прогнозируются налоговые поступления
как в региональные (местные), так и в федеральный
бюджеты. Проблемы повышения эффективности
налоговой политики и ее адекватности
социально-экономической динамике и внедрения
современных подходов к налоговому администрированию
требуют дальнейших научных исследований.
Таким образом, недостаточная разработанность
проблемы формирования налогового потенциала,
а также методов его количественной оценки
предопределили актуальность, цель и задачи
диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования
состоит в планировании доходов регионального
бюджета и выявлении основных источников
наращивания налогового потенциала субъекта
РФ для совершенствования на данной основе
налоговой политики региона.
Для достижения цели в работе определены
следующие задачи:
• исследовать концептуальные основы,
экономическое содержание налогового
потенциала и определить факторы, влияющие
на его формирование;
• изучить теоретические концепции и
методические подходы к оценке и формированию
налогового потенциала и на его основе
осуществить сравнительный анализ различных
методических подходов с точки зрения
возможности их применения на практике;
• проанализировать основные социально-экономические
особенности развития Ростовской области;
• оценить влияние механизма налогового
регулирования на экономику региона;
• выработать основные направления совершенствования
налоговой политики региона с учетом прогнозирования
налогового потенциала региона.
Объект исследования. Объектом диссертационного
исследования является процесс управления
формированием и развитием налогового
потенциала Ростовской области как субъекта
Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования
является совокупность отношений, возникающих
между федеральным, региональными и местными
бюджетами в области формирования доходных
источников на основе количественной
оценки налогового потенциала региона.
Научная новизна выполненного исследования
заключается в следующем: определена целесообразность
рассмотрения понятия «налогового потенциала»
в двух аспектах: а) в качестве абстрактной
финансовой категории как суммы налоговых
доходов, возможных к получению, и величины
вновь созданной стоимости в условиях
оптимального налогообложения через определение
конечного источника налогообложения
и-доли налогового изъятия; б) как элемента
расчета финансовой основы межбюджетных
отношений;
- обоснована необходимость совершенствования
налоговой политики региона в
рамках «концепции сбалансированности
налоговых ставок и налоговой
базы «регион-центр», через унификацию
налоговых ставок применяемых
налогов, повышение эффективности
и нейтральности налоговой системы
за счет внедрения современных
подходов к налоговому администрированию,
оптимизации применяемых налоговых
льгот и освобождений на региональном
уровне с целью содействия
поступательной динамике социально-экономического
развития;
- аргументирована целесообразность
пересмотра методологии расчета
индекса налогового потенциала,
основанной на фактических поступлениях
налоговых доходов без учета
сумм недоимки в разрезе уровней
бюджетной системы, применение которой
способствует ограничению стимулов
регионов-реципиентов к более
объективному учету собственного
налогового потенциала и их
слабой заинтересованности в
изыскании внутренних резервов;
- предложена усовершенствованная
методика оценки налогового потенциала,
учитывающая структуру экономики
Ростовской области и скорректированная
на сумму недоимки по видам
экономической деятельности региона
в бюджетную систему Российской
федерации, что позволяет выявить
реальный налоговый потенциал
региона исходя из действующего
налогового законодательства;
- разработан прогноз налогового
потенциала Ростовской области
на основе поправочного коэффициента
на структуру экономики региона,
позволяющий скорректировать распределение
бюджетных средств и снизить
фискальную нагрузку по федеральным
трансфертам на федеральный бюджет
Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость
работы. Основные положения и выводы диссертационного
исследования имеют практическую направленность
и доведены до конкретных рекомендаций
по разработке прогнозов налоговых поступлений
в территориальные бюджеты на примере
Ростовской области. Основные положения
и выводы диссертационного исследования
могут быть использованы для совершенствования
применяемых методик оценки налогового
потенциала регионов.
Апробация полученных в ходе диссертационного
исследования результатов. Основные выводы
и предложения диссертационной работы
докладывались и обсуждались на ряде международных
конференций: международной межвузовской
научно-практической конференции «Проблемы
и перспективы развития экономики России»,
2007; международной научно-практической
конференции «Социально-экономические
приоритеты развития России», 2008; международной
научно-практической конференции «Россия
в экономических системах всемирного
хозяйства: общее и особенное», 2008.
Выдвинутые в ходе исследования предложения
и основные результаты работы используются
в практике составления прогнозов налоговых
поступлений в региональный бюджет Ростовской
области.
Теоретические выводы могут быть применимы
в учебном процессе при разработке программ
учебных курсов по дисциплинам специальностей:
«Налоги и налогообложение» и «Финансы
и кредит».
Различные аспекты исследуемой проблемы
нашли отражение в научных статьях автора.
Всего по теме исследования опубликовано
7 научных работ общим объемом 3,2 п.л.
ДИССЕРТАЦИЯ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕПО ТЕМЕ "ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
И КРЕДИТ", СКОРОБОГАТОВ, АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДРОВИЧ
Результаты исследования развития налоговых
отношений за десятилетие существования
постсоветской российской налоговой системы
показали, что совершенствование налоговых
форм контроля, в том числе и ужесточение
наказания за сокрытие налогов не сделали
налогоплательщиков более законопослушными.
Хроническое невыполнение плановых заданий
по сбору налогов в конце 90-х годов на фоне
снижения промышленного потенциала страны
и нерешенности многих экономических,
социальных проблем свидетельствовало
о неадекватности налоговой политики
социально-экономическим потребностям
общества.
Главными целями экономической политики
современного этапа объявлено обеспечение
устойчивого повышения уровня жизни населения
и сокращение разрыва по уровню благосостояния
с ведущими экономически развитыми странами.
Для достижения этих целей необходимо
решить макроэкономические, институциональные,
социальные и структурно-инвестиционные
задачи, но все они так или иначе связаны
со стимулированием экономического роста
и с поддержанием макроэкономической
стабильности. Обеспечение этого должны
стать повышенная инвестиционная активность
предприятий и связанные с этим структурные
изменения в экономике.
Правительством декларируется построение
динамично развивающейся рыночной экономики
с оптимальным участием государства в
хозяйственной деятельности при усилении
его роли как гаранта безопасности, а также
в обеспечении социальных стандартов,
экономической свободы, финансовой стабильности
и эффективной инфраструктуры. Достижение
намеченных целей возможно при проведении
неоконсервативной (либеральной) политики
как в экономике, так и в налогообложении.
Характерными особенностями этой политики
являются укрепление и защита прав частной
собственности, сокращение административного
вмешательства в хозяйственную деятельность,
развитие финансовых рынков и институтов
и либерализацию налоговой системы.
Рассмотрим, насколько оправданной и
осуществимой (с учетом сложившихся к
началу нового этапа реформирования налоговых
институтов) является такая экономическая
и налоговая политика.
С одной стороны, конкретные действия
правительства, направленные на снижение
налогового бремени, уже выразившиеся
в снижении ставок одних налогов (НДС,
налога на прибыль, ЕСН, НДФЛ) и ликвидации
других (налог с наследования и дарения,
налог на операции с ценными бумагами)
оживят бизнес. Высокая налоговая нагрузка,
обремени налогоплательщиков, негативно
сказывается на доходах государства и
не только потому, что способствует сокрытию
или сворачиванию части бизнеса. Процессы
интеграции и глобализации, затронувшие
российскую экономику, позволяют капиталам
свободно перемещаться в мировом пространстве,
вливаться в привлекательные для него
национальные экономики, участвовать
в создании транснациональных корпораций.
Высокое налоговое бремя в России не только
отпугивает иностранных инвесторов, но
и способствует бегству отечественного
капитала из страны.