Планирование доходов регионального бюджета (на примере Ростовской области)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 10:48, автореферат
Описание работы
Цель диссертационного исследования состоит в разработке методики планирования доходов регионального бюджета и выявлении основных источников наращивания налогового потенциала субъекта РФ для совершенствования на данной основе налоговой политики региона. Для достижения цели в работе определены следующие задачи: - исследовать концептуальные основы, экономическое содержание налогового потенциала и определить факторы, влияющие на его формирование; - изучить теоретические концепции и методические подходы к оценке и формированию налогового потенциала и осуществить их сравнительный анализ с точки зрения возможности применения на практике; - проанализировать основные социально-экономические особенности развития Ростовской области; - оценить влияние механизма налогового регулирования на экономику региона; - выработать основные направления совершенствования налоговой политики региона с учетом прогнозирования его налогового потенциала.
- во-первых, это означает снижение
фискальной нагрузки на федеральный
бюджет в виде федеральных
трансфертов регионам;
- во-вторых, это позволит стимулировать
регионы к реальному отражению
налогового потенциала;
- в-третьих, это будет означать
необходимость постановки перед
региональными и местными налоговыми
органами дополнительных задач
по взысканию бесспорной налоговой
задолженности;
- в-четвертых, это должно повысить
заинтересованность регионов в
изыскании и мобилизации налоговых
резервов;
- в-пятых, будет способствовать
стимулированию хозяйствующих субъектов
к более требовательному взысканию
просроченной дебиторской задолженности
и к своевременным расчетам
по своим кредитным обязательствам.
Таблица 2.
Результаты расчетов распределения средств
ФФПР на 2009 год для Ростовской области
по действующей методике и по методике
с учетом структуры экономики региона.
№ п/п Показатели Расчет распределения
средств ФФПР для Ростовской области (по
действующей методике) Расчет распределения
средств ФФПР для Ростовской области (по
предлагаемой методике) Отклонение (+;-)
(гр. 4-гр. 3)
1 2 3 4 5
1 Численность населения на 01.01.2008
г., тыс. чел. 2160,3 2160,3 -
2 Индекс налогового потенциала
0,208 0,217 + 0,009
3 Индекс бюджетных расходов 1,053
1,053 -
4 Уровень реальной бюджетной
обеспеченности (до распределения
ФФПР) (стр. 2 / стр. 3) 0,198 0,206 + 0,008
5 Расчет частей ФФПР, в том
числе:
5.1 Расчет средств, недостающих
до среднего уровня бюджетной
обеспеченности, млн руб. (6788,3 х (1 - стр.
4) х стр. 3 х стр. 1) 12384,5 12260,9 - 123,6
5.2 Доля недостающих средств
в сумме по Российской Федерации
(стр. 5.1 / стр. 5.1 по РФ) 0,052 0,048 - 0,004
5.3 1-я часть трансферта, млн руб.
(80% ФФПР х стр. 5.2) 6020,7 5494,2 - 526,5
5.4 1-я часть ФФПР на 1 чел., руб.
(стр. 5.3 / стр. 1) 2787 2543,3 -243,7
5.5 Максимальный уровень, до которого
может быть проведено выравнивание,
руб. 5534,2 5534,2 -
5.6 2-я часть трансферта, млн руб.
(стр. 5.5 - (6788,3 х стр. 2 + стр. 5.4 / стр. 3))х
стр. 3 х стр. 1) 3356,5 3743,9 +387,4
6 Средства ФФПР на 2009 г. всего, млн
руб. (стр.5.3 + стр. 5.6) 9377,2 9238,1 -139,1
Примечание: 6788,3 - постоянная величина,
связанная с расчетом трансферта на выравнивание
Наращивание величины налогового потенциала
Ростовской области на основе предложенной
методики прогнозирования, а также за
счет мер по совершенствованию налоговой
политики позволит региону получить дополнительно
ряд показателей для использования в Налоговом
паспорте региона.
5. Разработан прогноз налогового
потенциала Ростовской области,
отраженный в Налоговом паспорте
региона, при условии использования
поправочного коэффициента по
видам экономической деятельности
субъекта, что позволит скорректировать
распределение бюджетных средств
и
снизить нагрузку для федерального центра
по трансфертам, выделяемым для регионов.
С учетом имеющейся структуры Налогового
паспорта региона и полученных прогнозных
данных о налоговом потенциале Ростовской
области произведен расчет прогнозных
поступлений по региональным и местным
налогам по второму и пятому разделам
Налогового паспорта, где отражены налоговые
базы и поступления основных администрируемых
доходов субъекта РФ. При налоговом планировании
были учтены уровни собираемости региональных
и местных налогов, находящихся в юрисдикции
региональных властей, и рассмотрены основные
налоговые источники региональных и местных
бюджетов Ростовской области.
Транспортный налог. С учетом постоянного
роста парка автомобилей в Ростовской
области и предлагаемых корректировок
в области налоговой политики на 2009 год
налоговая база по данному налогу увеличится
в 1,6 раза по сравнению с 2008 годом. Количество
транспортных средств, состоящих на учете
в налоговых органах в 2008 году, составляет
1 169 568 единиц. Сумма налога, подлежащая
к уплате в бюджет, составила 1 309,7 млн руб.,
что в 1,5 раза больше по сравнению с 2007
годом. Собираемость транспортного налога
по итогам 2007-2008 гг. была на уровне 93%. При
достижении в последующих налоговых периодах
собираемости транспортного налога на
уровне 96-98% и с учетом наведения порядка
в базе данных по владельцам транспортных
средств, а также координации действий
с органами ГИБДД, прогнозируемая сумма
поступлений по транспортному налогу
составит 1,2 млрд руб.
Налог на игорный бизнес. Определяя прогнозные
величины по уровню поступлений по налогу
на игорный бизнес на 2009 год, можно отметить,
что оценка налоговой базы по данному
виду налога представляется весьма сложной
в связи с тем, что в Ростовской области
создается игорная зона и объемы поступлений
по налогу сопоставить с прошлыми периодами
практически невозможно в связи с ограниченностью
налоговой базы в 2006—2008 годах. Поэтому
обоснование расчетной величины произведено
исходя из уровня поступлений и
предполагаемых изменений в налоговом
администрировании налога на игорный
бизнес.
Ежегодные поступления налога на игорный
бизнес увеличивались за 2007-2008 гг. в 1,4
раза, исходя из этого величина данного
налога на 2009 год составит: 476,02 х 1,4 = 683,28
млн руб.
Земельный налог. Учитывая, что в 2006-2008
годах исчисление земельного налога велось
по единой методике на основе кадастровой
стоимости земельных участков и работа
по уточнению состава налогоплательщиков
продолжится и в 2009 году, следует ожидать
существенного роста поступлений данного
налога. Основным условием роста налоговых
поступлений по земельному налогу является
устранение недостатков в налоговом администрировании
по взиманию налога путем сверки и уточнения
данных по владельцам земельных участков
и земельных паев, имеющихся в базах данных
налоговых органов и Регистрационной
палаты.
В настоящее время в Ростовской области
насчитывается свыше 1 млн земельных участков,
и укрупненный расчет суммы земельного
налога, подлежащей уплате в бюджет, составит
в 2009 году 27,6 млрд руб. При сложившемся
уровне собираемости налога в предшествующих
периодах на уровне 96% сумма поступлений
в бюджет составит 26,5 млрд руб.
Имущественные налоги. По результатам
проведенного исследования фактический
объем поступлений налога на имущество
организаций за предыдущие периоды увеличился
в 1,2 раза, а по налогу на имущество физических
лиц - в 1,3 раза. Исходя из сложившейся тенденции,
сумма поступлений налога на имущество
организаций в 2009 году составит 157,41x1,2
= 188,8 млн руб., по налогу на имущество физических
лиц - 3 159,25x1,3 = 4 107 млн руб.
Полученные показатели по поступлениям
региональных и местных налогов представлены
в табл. 3.
Таблица 3.
Основные прогнозные показатели по региональным
и местным налогам в Ростовской области
для формирования Налогового паспорта
региона (в млн руб.).
Налоговые доходы Годы Темпы роста, %
2006 2007 2008 2009 (прогноз) 2007 г. к 2006 г. 2008 г.
к 2007г. 2009 г. к 2008г.
Налог на имущество организаций 2 457,86
2 682,54 3 159,25 4 107,00 109,14 117,77 130,00
Налог на имущество физических лиц 107,05
122,39 157,41 188,89 114,33 128,61 120,00
Земельный налог 1 107,17 1 118,97 1 064,08 26 518,40
101,07 95,09 в 2,5 раза
Итого 4 096,51 4 835,39 5 592,0 32 715,57 118,04 115,65 в 5,8
раза
Представленные данные свидетельствуют,
что с учетом предложенных мер по совершенствованию
региональной политики налогообложения
в Ростовской области в 2009 году ожидается
поступлений по земельному налогу в сумме
26 518,4 млн руб., по транспортному налогу
- 1 218 млн руб., по налогу на имущество организаций
- 4 107 млн руб. Таким образом, проведенное
исследование позволило выявить основной
источник скрытых резервов по налоговым
поступлениям в Ростовской области - земельный
налог, на долю которого приходится 81 %
налоговых доходов.
Эффективное налоговое администрирование
по региональным и местным налогам с уточнением
налоговой базы и состава плательщиков
(прежде всего, собственников земельных
участков и недвижимости) позволит значительно
диверсифицировать региональные и местные
налоговые доходы. Кроме этих групп налогов,
налоговые доходы Ростовской области
зависят от ряда федеральных регулирующих
налогов: налога на доходы физических
лиц, налога на прибыль организаций. Диверсификация
источников налоговых доходов в регионе
за счет налогов, подпадающих под юрисдикцию
региональных и местных властей (например,
по земельному налогу), позволит значительно
повысить стабильность поступления налогов
в Ростовской области и в целом увеличит
их общий объем в данном регионе.
Рост налоговой базы субъектов Российской
Федерации на основе предложенных путей
по ее совершенствованию будет способствовать
процессу наращивания экономического
потенциала региона, так как решение проблемы
по-
сгупательной социально-экономической
динамики в нем во многом связано с ростом
налоговых поступлений в территориальные
бюджеты.
Таким образом, рост налоговых доходов
регионов является важнейшей задачей
налоговых реформ, так как с учетом данных
теоретического исследования и на основе
полученных практических результатов
можно утверждать, что увеличение налогового
потенциала регионов приведет к росту
доходов в масштабах национальной экономики,
а рост доходов, в свою очередь, является
предпосылкой стабилизации экономики
России в условиях устранения последствий
мирового финансового кризиса.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Основные положения диссертационного
исследования отражены в следующих работах
автора.
1. Скоробогатов A.A. Роль налоговой
политики в формировании налоговых
доходов регионального бюджета //
Вестник налоговой академии. 2007.
№3.-0,5 п.л.
2. Скоробогатов A.A. К вопросу о
необходимости оценки и прогнозирования
налогового потенциала // Проблемы
и перспективы развития экономики
России: Сборник статей Международной
межвузовской научно-практической
конференции. М.: Московский институт
предпринимательства и права, 2007.
- 0,2 п.л.
3. Скоробогатов A.A. Некоторые вопросы
совершенствования методики оценки
налогового потенциала региона //
Модернизация экономики России
в XXI веке: Сборник статей Международной
межвузовской научно-практической
конференции. М.: ВГНА Минфина России,
2008. - 1 п.л.
4. Скоробогатов A.A., Журавлева Т.А. Влияние
потенциала механизма налогового
регулирования на экономику Ростовской
области //Россия в экономических
системах всемирного хозяйства:
общее и особенное: Материалы
международной научно-практической
конференции. Орел: ОрелГИЭТ, 2008. - 0,4 п.л.,
в том числе лично автором 0,3
п.л.
в том числе статьи в журналах,рекомендуемых
ВАК Минобрнауки России:
5. Скоробогатов A.A. Практика применения
индекса налогового потенциала
при оценке налогового потенциала
в России // Вестник университета.
Государственный университет управления.
2007. № 11(37). - 0,5 п.л.
6. Скоробогатов A.A., Мельничук М.В. Экономический
потенциал Ростовской области
и резервы его роста // Аудит
и финансовый анализ. 2008. №4.
- 1 п.л., в том числе лично автором
0,5 п.л.
Напечатано с готового оригинал-макета.
Издательский центр ГОУ ВПО «ВГНА Минфина
РФ» Лицензия ИДК 00510 от 01.12.99г.Подписано
в печать 04.02.2009г. Формат А5. Усл. печ.л. 1,2.
Тираж ЮОэкз. Заказ № 0163. 109456, Москва, Вешняковский
4-й пр-д. д.4, 2-й учебный корпус, 116 к.
ДИССЕРТАЦИЯ:
СОДЕРЖАНИЕАВТОР ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК , СКОРОБОГАТОВ,
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
ВВЕДЕНИЕ.стр.3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕГИОНА.стр.8
1.1.Понятие налогового потенциала
и факторы на него влияющие.стр.8
1.2. Основные подходы к оценке
налогового потенциала региона.стр.20
1.3. Взаимодействие налогового и
экономического потенциалов региона.стр.47
Глава Н. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ КАК
ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.стр.
56