Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса .выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской Федерации .
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………………..….......………. ……..…………...........4
1.1 Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации…………….……………………………………………………………...4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система. Принципы финансирования бюджетной системы ……………………………..………………7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………..…………………….. …………………………………..13
2.1 Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов.................................................................……......................13
2.2 Бюджеты субъектов РФ …............................……………………………20
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………………………………………..…….……………………..24
3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ…………………….27
3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс……………………..27
3.2 Составление проектов бюджетов………………………………………29
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………….30
3.4 Исполнение бюджетов………………………………………………….32
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
Наибольшую долю в консолидированном бюджете 2000 г, имели расходы на образование — 11,5 % от объема расходов, расходы на ЖКХ — 10,6%, расходы по обслуживанию государственного долга и на оборону составили одинаковую величину — 10,2 96 расходной части консолидированного бюджета.
Полная характеристика федерального бюджета невозможна без анализа принципов формирования бюджета развития. Важнейшими принципами выделения государственных инвестиции через бюджет развития являются:
высокая экономическая
эффективность реализуемых
исключительно долевой характер финансирования и диверсификации риска государства с частным капиталом;
конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Подводя итог анализа структуры доходов и расходов федерального бюджета, можно сказать, что параметры федерального бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны.
Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Практическое использование
бюджетных отношении для
В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд р., или 2,5 % ВВП.
Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности:
кризисные явления в экономике;
неспособность правительства
держать под контролем
чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
милитаризация экономики в мирное время:
осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:
бюджетный дефицит не является деструктивным фактором:
для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;
дефицит бюджета означает увеличение
доходов хозяйствующих
Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:
хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;
для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;
повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.
До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансово!! политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в
значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих стабилизационную направленность.
Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Еще одна концепция связана с так называемой идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.
Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
2.2. Бюджеты субъектов РФ
Бюджеты субъектов РФ — это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).
В Российской Федерации
89 субъектов, что означает существование
Ю региональных бюджетов. Региональным
бюджетом следует считать
Областной бюджет— это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом. Города Москва и Санкт-Петербург — субъекты Российской Федерации.
Структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетами.
Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:
налоговые доходы — федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
неналоговые доходы — доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;
безвозмездные перечисления — поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.
Начиная с 2000 г. создаются и консолидируются в бюджете целевые бюджетные фонды: территориальный дорожный фонд; территориальный экологический фонд; территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Ст. 86 Бюджетного кодекса предусматривает перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации:
обеспечение функционирования
органов законодательной и
обслуживание и погашение государственного долга субъекта
РФ;
проведение референдумов в субъекте РФ;
обеспечение реализации региональных программ;
содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.
В расходах консолидированного
бюджета области основная доля приходится
на содержание социально-бытовой
Расходы бюджетов региональных органов власти делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития.
Бюджет развития используется для кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.
Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
28 августа 1995 г. был
принят Федеральный закон «Об
общих принципах местного
№ 154-ФЗ. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование».
Муниципальное образование
— городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
в которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная
собственность и местный
Понятия «местный бюджет», «бюджет муниципального образования», «бюджет органов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.
Более определенно финансовые
аспекты местного самоуправления были
установлены Федеральным
Доходы местных бюджетов состоят:
из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество других лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сборы, прочие собственные доходы);
регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, лесные подати, плату за пользование водными объектами, экологические платежи, лицензионные сборы, плата за пользование недрами, налог на игорный бизнес, прочие федеральные регулирующие налоги); налоги субъекта РФ (налог на имущество организации, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, прочие регулирующие налоги субъекта РФ);
финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.
Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:
с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
2.3. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.
Расширение деятельности государства привело к созданию большого количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом.
Информация о работе Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации