Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса .выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской Федерации .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………………..….......………. ……..…………...........4
1.1 Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации…………….……………………………………………………………...4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система. Принципы финансирования бюджетной системы ……………………………..………………7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………..…………………….. …………………………………..13
2.1 Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов.................................................................……......................13
2.2 Бюджеты субъектов РФ …............................……………………………20
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………………………………………..…….……………………..24

3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ…………………….27
3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс……………………..27
3.2 Составление проектов бюджетов………………………………………29
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………….30
3.4 Исполнение бюджетов………………………………………………….32
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и его роль в развитии экономики РФ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи – документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников  финансирования дефицита бюджета , устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между  получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ .

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает :

-перечисление  и зачисление доходов на единый счет бюджетов ;

-распределение в соответствии  с бюджетом регулирующих доходов;

-возврат излишне уплаченных  в бюджет сумм доходов ;

-учет доходов бюджета  и составление отчетности  о доходах бюджета .

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования . Основные этапы санкционирования : составление и утверждение  бюджетной росписи ( в течение 17 дней со дня утверждения бюджета ) , утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей , утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям  , утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей  , принятие денежных  обязательств  бюджетополучателями , подтверждение  и выверка  исполнения  денежных обязательств . Процедура финансирования заключается в расходовании  бюджетных средств .

За исполнение доходной части  бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах ) , которые , помимо сбора налогов и других платежей  в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в казначейство  , а также органы , распоряжающиеся государственным ( муниципальным ) имуществом .

Если в процессе  исполнения бюджета  происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет  ,  вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа , от 5 до 10 % - органа исполнительной власти , свыше 10 –законом (решением) , принимаемым  органом законодательной (представительной) власти . Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок , исполнительный орган вправе  самостоятельно  произвести пропорциональное сокращение (секвестр) расходов) .

Уполномоченный исполнительный орган  представляет ежеквартальные , полугодовые  и годовые отчеты  об исполнении бюджетов , контрольный орган и казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом .

Важнейшая задача  исполнительного бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и по каждому  источнику , а  также финансирование мероприятий в суммах и сроки , утвержденные бюджетом . 

3.5.Составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение.

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении  бюджетов является  одной из форм финансового контроля , осуществляемого законодательными ( представительными ) органами власти (последующий контроль ).

Для  контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный  орган – Счетную палату  (данный орган участвует  также в предварительном  контроле – при рассмотрении и утверждении  проекта  федерального бюджета ).

Отчет  об исполнении бюджета   готовит орган , исполняющий бюджет , на основании отчетов главных распорядителей , распорядителей и получателей  бюджетных средств . Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство Финансов РФ.

Отчет об исполнении  федерального бюджета  представляется в Государственную Думу  и Счетную палату Правительством РФ   в форме федерального закона  не позднее 1 июня  вместе с отчетами  об исполнении  внебюджетных фондов  и следующими документами и материалами :

-отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ ;

-отчетами МФ РФ  и иных уполномоченных органов  о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд и кредитов  и о предоставленных  государственных гарантиях ;

-отчетом о внутренних  и внешних заимствованиях РФ по их видам ;

-отчетом о доходах  ,полученных от использования  гос.имущества ;

-сводными отчетами  о выполнении плановых зданий  по предоставлению  государственных (муниципальных) услуг ;

-годовыми  отчетными сметами доходов и расходов  бюджетных учреждений по главным распорядителям  бюджетных средств ;

-реестром федеральной  государственной собственности  и отчетом о состоянии внешнего  и внутреннего долга РФ на первый и последний день  отчетного финансового года ;

-отчетом  федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий  за нарушения бюджетного законодательства .

Счетная палата  проводит проверку отчета об исполнении  федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчетов в ГД , используя  материалы и результаты  проведенных проверок и ревизий . ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения  заключения  Счетной палаты , после чего  принимает решение об утверждении  или отклонении отчета .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения литературы по интересующей теме и проблеме можно  сделать следующие выводы:

  • Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом,  как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;
  • Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Одной из важных составных  принципов бюджета является его  сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью  сбалансирован только федеральный  и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов. На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно. Значит, политика в плане бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

 

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

 

3. Кучеренко В. Бюджет 2004: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 марта 2004.

4. Булатов А.С.«Экономика .Учебник.». Москва , экономистъ , 2005 г.

5. Океанова З.К. «Экономическая теория». Москва,2003 г.

6. Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова «Экономическая теория.Учебник.» Москва ,ИНФРА-М,2006 г.

7. Райзберг Б.А. «Курс экономики.Учебник.» Москва,ИНФРА-М,2006 г.

8. Чепурин М.Н., Киселева  Е.А. «Курс экономической теории». Киров, издательство «АСА»,1999 г.

9. «Экономическая теория: учебник для вузов» под ред. А.И. Добрынина, ЛС 2008г

 

 

 

 

 




Информация о работе Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации