Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса .выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской Федерации .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………………..….......………. ……..…………...........4
1.1 Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации…………….……………………………………………………………...4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система. Принципы финансирования бюджетной системы ……………………………..………………7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………..…………………….. …………………………………..13
2.1 Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов.................................................................……......................13
2.2 Бюджеты субъектов РФ …............................……………………………20
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………………………………………..…….……………………..24

3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ…………………….27
3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс……………………..27
3.2 Составление проектов бюджетов………………………………………29
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………….30
3.4 Исполнение бюджетов………………………………………………….32
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и его роль в развитии экономики РФ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Источники формирования специальных фондов следующие: специальные  налоги и сборы, ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Кроме того, средства в фонды могут поступать за счет капитализации части временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции).

По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.

По принадлежности различают  государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.

По целям выделяют социальные фонды, фонды личного  и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды, Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ при

няло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включались в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В состав государственных  социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время  входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Со вступлением в силу 01.01.2001 г. второй части Налогового кодекса РФ (гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)») страховые взносы, существовавшие до этого времени и уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. были заменены единым социальным налогом (взносом), а также произошла ликвидация Государственного фонда занятости РФ и переход на финансирование активных программ содействия занятости населения на условиях софинансирования из федерального и территориальных бюджетов. Необходимость введения единого социального налога диктовалась прежде всего интересами предприятий и организации, являющихся плательщиками страховых взносов. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый из фондов получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Социальные внебюджетные фонды — самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет своп особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетный процесс и его стадии.

3.1 Бюджетное  планирование  и бюджетный процесс.

Бюджетное планирование – важнейшая основная часть  финансового планирования, подчиненная  требованиям  финансовой политики государства. Его   экономическая сущность заключается в централизованном распределении  и перераспределении  стоимости общественного продукта  и национального дохода между звеньями  финансовой системы на основе  государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов  и внебюджетных фондов  разного уровня . Бюджетное планирование осуществляется  уполномоченными законом  органами государственной власти  и включает в себя бюджетный процесс  , его нормативно –правовую базу  и организационную основу ,  а также вопросы теории  и методологии   составления бюджетов государств . В качестве принципов  бюджетного планирования выделяют,  в частности  , единство   правового   регулирования, непрерывность планирования годового бюджета,  балансовый метод и т.д.

Бюджетный процесс – регламентируемая  нормами права деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления    и участников   бюджетного процесса  по составлению и рассмотрению проектов  бюджеты  , проектов бюджетов  государственных внебюджетных  фондов , утверждению и исполнению  бюджетов и бюджетов  государственных  внебюджетных фондов , а также  по контролю за их исполнением  (ст. 6 БК РФ) . Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии  бюджетной деятельности :

1.составление проектов  бюджетов

2.рассмотрение и утверждение бюджетов

3.исполнение бюджетов

4.составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение.

Составной частью бюджетного процесса  является бюджетное регулирование – перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

В систему органов , обладающих  бюджетными полномочиями , БК РФ  включает : финансовые органы ,органы денежно- кредитного регулирования  (Банк России) , органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти , контрольные органы  региональных и местных представительств органов).

Участниками  бюджетного процесса   являются:

-Президент РФ;

-органы законодательной  власти (представительной);

-органы исполнительной  власти (высшие должностные лица  субъектов РФ, главы местного самоуправления , финансовые органы , осуществляющие сбор доходов бюджетов , другие уполномоченные органы);

-органы денежно-кредитного  регулирования;

-органы государственного  и муниципального  финансового контроля;

-государственные внебюджетные  фонды;

-главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

-иные органы, на которые  законодательством РФ, субъектов  РФ  возложены  бюджетные, налоговые и иные полномочия ;

-бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели  бюджетных средств, а  также кредитные организации,  осуществляющие операции   со средствами  бюджетов.

Основные задачи  бюджетного процесса :

-выявление материальных  и финансовых резервов государства ;

-максимально приближенный  к реальности расчет доходов бюджетов ;

-максимально  точный  расчет   расходов бюджетов ;

-обеспечение максимальной  сбалансированноси   бюджетов ;

-согласование бюджетов  с реализуемой  экономической программой ;

-осуществление бюджетного  регулирования  в целях перераспределения  источников доходов  меду бюджетами  разного  уровня,  отраслями  хозяйства  ,  экономическими  регионами и др.

3.2 Составление  проектов бюджетов

Первый этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. Составлению бюджетов  предшествует разработка  прогнозов социально – экономического  развития РФ , субъектов РФ , муниципальных образований  и отраслей экономики  , а также подготовка  сводных финансовых балансов  , на основании  которых органы   исполнительной власти  осуществляют разработку   проектов бюджетов . Составление проектов  бюджетов-  исключительная прерогатива   Правительства РФ , соответствующих  органов  исполнительной власти   субъектов РФ и органов местного самоуправления . Непосредственное составление проектов  бюджетов осуществляет  Министерство финансов РФ , финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований .

Составление бюджета  основывается на :

- бюджетном послании  Президента РФ ;

-прогнозе социально  – экономического  развития  соответствующей  территории  на очередной финансовый год ( ПСЭР ) ;

-основных направлениях  бюджетной и налоговой политики соответствующей  территории  на очередной финансовый год ;

-прогнозе сводного  финансового баланса  по соответствующей территории  на очередной финансовый  год ;

-плане развития  государственного или муниципального  сектора экономики  соответствующей  территории на очередной финансовый  год .

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза  социально – экономического развития РФ ( региона , территории ) формируется перспективный территориальный план (ПФП) , содержащий данные о прогнозных  возможностях  бюджета по мобилизации доходов , привлечению государственных или муниципальных  заимствованию и финансированию  основных расходов бюджета .

В качестве основы  для составления бюджетов  используется баланс  финансовых ресурсов (БФР) – баланс всех доходов  и расходов РФ , ее субъектов , муниципальных образований  и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории  . БФР  составляется на основе отчетов БФР за предыдущий год  и ПЭСР  соответствующей территории .

С 15 июля по 15  августа на основе представленных  федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации  должно утвердить проект закона о федеральном бюджете  для внесения в Государственную Думу.

3.3 Рассмотрение  и утверждение бюджетов

Орган исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят проект закона  ( решения ) о бюджете на очередной финансовый год ( вместе с вышеназванными документами и материалами ) на рассмотрение законодательного (представительного)  органа , представительного органа местного самоуправления  в срок , определенный для федерального бюджета- БК РФ ( 15 августа ) , бюджета субъекта РФ – законом субъекта , местного бюджета – правовыми актами местного самоуправления . Указанными же законодательными ( правовыми ) актами определяется и порядок  рассмотрение проекта закона ( решения ) о бюджете и его утверждения . Одновременно с проектом закона  о бюджете рассматриваются  проекты законов о бюджетах  государственных внебюджетных фондах . В процессе расс мотрения в проект закона  ( решения ) могут быть внесены изменения .

Проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года ( до 1 октября Правительство и Банк России  представляет в ГД дополнительные материалы , указанные ст. 193 БК РФ ). Совет ГД (в период парламентских каникул – ее председатель ) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представительных документов требованиям закона , после получения которого  проект направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы , другим субъектам  законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение . Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях .

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта :

в первом чтении -30 дней со дня внесения в ГД ,

во втором  - 15  дней со дня принятия в первом чтении ,

в третьем -  25 дней со дня принятия во втором ,

в четвертом – 15 дней со дня принятия в третьем чтении .

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в течение 5 дней  со дня его принятия  передается на рассмотрение  Совета Федерации . СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом . В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию , перерабатывается , передается в Государственную Думу  для утверждения в одном чтении  ,затем повторно передается в Совет Федерации  для окончательного утверждения . Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой  повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней  закон направляется в согласительную комиссию  и вновь рассматривается Федеральным Собранием . Для преодоления вето Президента  требуется не менее двух трех голосов Федерального Собрания .

В случае не принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не вступления его в силу до 1 января  по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года .

 
3.4 Исполнение бюджетов.

 
Исполнение бюджетов начинается после  их утверждения в установленном  порядке ( для федерального бюджета  – подписания Президентом РФ ) . В  Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов ( в  настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской – первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет , затем – бюджеты более низких уровней ). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения  и исполнение бюджетов , управление счетами  бюджетов и бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению  бюджетных учреждений . Особая роль   определена Федеральному  казначейству  Министерства финансов РФ – именно этот орган обеспечивает соблюдение  принципа единства кассы – зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый  счет бюджета  и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета . Осуществление бюджетных операций  через счета казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета . Для исполнения федерального бюджета  предусмотрено открытие в казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя , распорядителя и получателя средств бюджета . Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге казначейства  и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Информация о работе Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации