Понятие местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Файлы: 1 файл

курсовая(Местные бюджеты.Платежи населения в бюджет РБ.)).docx

— 138.66 Кб (Скачать файл)

2. Средства, получаемые за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования и финансируемых за счет средств соответствующих местных бюджетов.

3. Средства, затраченные из соответствующего местного бюджета на выплату заработной платы временному (антикризисному) управляющему, получаемые государственными органами от должника, находящегося в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)[8].

2.2 Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги

 

К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов,  доли налогов субъектов Республики Беларусь, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь в настоящее  время существует довольно обширный перечень местных налогов и сборов, которые в наибольшей степени  отвечают интересам развития местных  территорий.

Основная задача местных налогов — создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий.

В соответствии со статьей 121 Конституции  Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов  депутатов относится установление местных налогов и сборов, реализация которой в настоящее время  происходит в соответствии с Законом  о бюджете на конкретный год. В  данном законе на каждый конкретный год  приводится перечень местных налогов  и сборов, который является исчерпывающим, в силу чего местные Советы депутатов  могут вводить только эти виды налогов и сборов (в полном объеме, либо частично, либо вообще не вводить) [9].

В зависимости от органов власти, которые устанавливают местные  налоги и сборы, различают налоги, устанавливаемые:

  • высшими органами государственной власти (парламентом, президентом);
  • местными органами власти (Советами депутатов).

К первой группе налогов относятся: налог на недвижимость, платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами и некоторые другие. Ко второй группе относятся: сборы с  пользователя, в том числе сбор за парковку, сбор с владельцев собак, рыболовный и охотничий сбор и др.; налоги на продажу, в том числе вино-водочных изделий, пива, табачных изделий и др.; сборы за услуги, в том числе гостиниц, ресторанов, баров, кафе и др.; целевые сборы, в том числе транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др.

Подоходный налог  с физических лиц

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в  течение календарного года: физическими  лицами, признаваемыми налоговыми резидентами  Республики Беларусь - от источников в  РБ и (или) за ее пределами; физическими  лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

С 1 января 2009 года подоходный налог  с доходов физических лиц  взимается  по единой ставке 12 процентов [3].

В отношении дивидендов и доходов, полученных плательщиками, не признаваемыми  налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество налоговая  ставка установлена в размере 15 процентов. Доходы индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов подлежат налогообложению также по ставке 15 процентов.

Налоги на доходы и  прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические  лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники  договора о совместной деятельности), хозяйственные группы [5].

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные  юридические лица и международные организации, хозяйственные группы и физические лица.

Объектами налогообложения  признаются:

  • здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;
  • здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам - физическим лицам;
  • здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога.

Годовая ставка налога на недвижимость:

  • для организаций установлена в размере 1 процента;
  • для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок установлена в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, установлена в размере 2 процента со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства [9].

Земельный налог

Введение платы за землю преследует такие цели:

  • обеспечение экономическими методами рационального использования земли;
  • формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству;
  • повышение качества земли;
  • социальное развитие территории.

Плата за землю обязательна для  всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и  собственников земли. Размер платы  за землю зависит от двух факторов: качества земли и местонахождения земельного участка.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится  во владении, пользовании и собственности.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, которым  земельные участки предоставлены  во владение, пользование либо в  собственность.

Земельный налог не зависит от результатов  хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя  и собственника земли. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного  назначения определяется по данным кадастровой  оценки земель.

 Земельный налог устанавливается  в виде ежегодных фиксированных  платежей за гектар земельной  площади. 

В практике исчисления земельного налога большое значение имеют ставки обложения. Они установлены Законом Республики Беларусь «О платежах за землю». Однако, в случае изменения внешних условий  хозяйствования (устанавливаемых цен, порядка налогообложения, кадастровой  оценки земель и др.) Парламент Республики Беларусь имеет право пересматривать ставки земельного налога. Кроме того, Парламент Республики Беларусь предоставил право Совету Министров республики ежегодно пересматривать размеры платы за землю путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции в отношении к декабрю предыдущего года.

Местные органы власти имеют право  в определенных законом размерах уменьшать или увеличивать ставки земельного налога.

Юридические лица исчисляют налог  на землю самостоятельно и представляют в налоговые органы расчеты об исчисленной сумме налога на текущий год в сроки, установленные Советом Министров Республики Беларусь[9].

Экологический налог

Основной целью введения этого  налога является рациональное использование  добываемых из природной среды ресурсов (вода, торф, строительный песок, глина, строительный камень, нефть, мел и  др.) и ограничение сверхлимитных  выбросов загрязняющих веществ в  окружающую среду (окись углерода, свинец, окислы озота, неочищенные сточные  воды и др.).

Плательщиками экологического налога являются:

  • юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, их филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения;
  • предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;
  • нефтеперерабатывающие предприятия за переработку нефти и нефтепродуктов.

В качестве объектов налогообложения  выступают объемы:

  • добываемых из природной среды ресурсов (песок формовочный, глина, камень строительный, вода из подземных источников, нефть и др.);
  • переработанных нефти и нефтепродуктов;
  • выводимых в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ.

Лимиты (объемы) добычи важнейших видов  природных ресурсов – нефти, калийной и поваренной солей (в миллионах  тонн в год), а также допустимых выбросов загрязняющих веществ в  окружающую среду по областям и Минску устанавливаются ежегодно постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь [9].

Годовые лимиты добычи других природных  ресурсов, а также лимиты выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду по каждому пользователю устанавливаются  местными Советами депутатов.

Ставки налога за пользование природными ресурсами и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь.

Законом установлено, что за превышение установленных годовых лимитов  объемов добычи природных ресурсов и добычу природных ресурсов без  утвержденных годовых лимитов налог  взимается в 10-кратном размере  действующей ставки налога за пользование  природными ресурсами.

За выбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду сверх установленных  лимитов и сбросы сточных вод  и выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, осуществляемые без утверждения годовых лимитов, налог взимается в 15-кратном размере  действующей ставки налога за выбросы.

Местные Советы депутатов имеют  право увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять льготы, устанавливать  и изменять сроки уплаты экологического налога, установленные соответствующим  законом Республики Беларусь.

Экологический налог исчисляется  и уплачивается плательщиками ежемесячно.

Фактическая сумма налога за добычу природных ресурсов определяется исходя из объема добычи природных ресурсов за каждый истекший месяц и установленной  ставки налога.

Фактические суммы налога за выбросы  загрязняющих веществ в окружающую среду определяется исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных  в атмосферный воздух, и количества сточных вод, сброшенных в поверхностные  водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц по установленной  ставке налога.

Расчеты по налогу за добычу природных  ресурсов, переработку нефти и  нефтепродуктов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду плательщики  представляют налоговому органу не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, по установленной форме [9].

Уплата в бюджет экологического налога плательщиками производится ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.  
Экологический налог полностью зачисляется в бюджеты областей и Минска.

Транспортный сбор

Одним из самых распространенных целевых  платежей, вводимых местными органами власти с 1998 г., является транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского  транспорта, автобусов международных  сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта. Это объясняется чрезмерно высокой  изношенностью парка автобусов, троллейбусов, трамваев и других видов  транспортных средств, близкой к  критической (70-80%) и, следовательно, огромной потребностью в финансовых ресурсах на приобретение наземного транспорта.

Информация о работе Понятие местных бюджетов