- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
- налог при упрощенной системе налогообложения;
- налог на игорный бизнес;
- налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
- налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
- сбор за осуществление ремесленной деятельности;
- сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.[4]
В
связи со вступлением в действие
с 1 января 2011 г. законов Республики
Беларусь «О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс
Республики Беларусь», «О внесении изменений
и дополнений в Бюджетный кодекс
Республики Беларусь», «О республиканском
бюджете на 2011 год» и иных законодательных
актов, Министерством финансов Республики
Беларусь принято постановление
от 20 декабря 2010 г. № 155 «О внесении изменений
и дополнений в постановление
Министерства финансов Республики Беларусь
от 31 декабря 2008 г. № 208» (далее - Постановление
№ 155), действие которого распространяется
на отношения, возникшие с 1 января 2011
г [6].
Постановлением
№ 155 внесены изменения в бюджетную
классификацию Республики Беларусь
и исключены с 1 февраля 2011 г.:
- Сбор на развитие территорий;
- Налог на услуги [1].
Таким образом, учитывая все
изменения можно проанализировать
структуру налогов и сборов Республики
Беларусь на 2011 г.:
Рисунок 3.1 – Структура налогов и сборов
Источник: [9].
В разрезе прямых
налогов и сборов наибольший удельный
вес – более 47,5 процентов –
занимает налог на прибыль. Поступления
его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП –
с 3,4 до 5,5 процента. Такая динамика обусловлена
изменением порядка исчисления и уплаты
налога на прибыль.
Не менее значимым
доходным источником является подоходный
налог с физических лиц, который
занимает 35,9 процентов в группе прямых
налогов. Темп роста поступлений
составил 137,2 процента, удельный вес увеличился
с 3,4 до 4,2 процента в ВВП. Повышение платежей
по подоходному налогу обусловлено, главным
образом, ростом на 19,2 процента фонда заработной
платы в целом по республике.
В общей сумме
12,5 процента принадлежит имущественным
налогам – налогу на недвижимость и земельному
налогу, поступления которых увеличились
соответственно на 29,8 и 23,8 процента. Удельный
вес этих налогов в ВВП повысился соответственно
с 0,8 до 0,9 процента и с 0,5 до 0,6 процента.
Также выросли
платежи по налогу на доходы (темп роста
134,8 процента) и налогу на игорный бизнес
(111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП
сохранилась на прошлогоднем уровне и
составила соответственно 0,2 и 0,1 процента.
Отрицательная динамика
поступлений сложилась только по
единому налогу с индивидуальных
предпринимателей и иных физических
лиц – снижение на 5,7 процента. Это
связано в основном с сокращением
количества плательщиков единого налога
(темп роста числа индивидуальных
предпринимателей составил 99,5 процента,
физических лиц – 97,8 процента). Удельный
вес налога сохранился на уровне 2010 года
– 0,2 процента в ВВП.
Следует отметить,
что с 2011 года отменен такой местный
платеж как сбор на развитие территорий,
который в первом квартале 2010 года
составлял 0,2 процента в ВВП, а также
исключена из состава налоговых
доходов бюджета плата за размещение
наружной рекламы.
Изучив структуру
налогов и сборов Республики Беларусь
можно проанализировать изменение
доходов местных бюджетов:
Таблица 3.1 – Доходы местных бюджетов
Республики Беларусь за 2002-2010 г. (млрд.рублей)
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
доходы местных бюджетов |
4 098,8 |
6 201,2 |
7 813,0 |
9 533,5 |
9 725,6 |
11 814,5 |
16 611,6 |
15 989,0 |
18 388,6 |
г. Минск |
1 052,2 |
1 641,3 |
2 072,8 |
2 344,7 |
2 732,7 |
3 506,8 |
4 986,4 |
4 749,9 |
5 269,8 |
Брестская область |
472,8 |
699,9 |
900,5 |
1 111,2 |
1 081,9 |
1 319,7 |
1 765,8 |
1 880,9 |
2 203,2 |
Витебская область |
483,9 |
779,3 |
949,6 |
1 166,6 |
1 212,2 |
1 338,3 |
1 790,1 |
1 805,2 |
1 989,7 |
Гомельская область |
634,7 |
952,0 |
1 228,8 |
1 595,4 |
1 557,0 |
1 723,7 |
2 345,2 |
2 219,4 |
2 579,8 |
Гродненская область |
376,6 |
569,8 |
717,1 |
873,7 |
887,3 |
1 114,8 |
1 472,3 |
1 518,1 |
1 804,2 |
Минская область |
592,1 |
875,3 |
1 099,7 |
1 389,6 |
1 352,5 |
1 695,8 |
2 772,6 |
2 367,2 |
2 832,8 |
Могилевская область |
486,5 |
683,5 |
844,6 |
1 052,2 |
901,8 |
1 115,5 |
1 479,2 |
1 448,2 |
1 709,1 |
Источник: [6].
Следует
отметить, что по сравнению с 2002 г.
наблюдается положительная тенденция
увеличения доходов местных бюджетов.
Они выросли с 4098,8 млрд. рублей до
18388,6 млрд.рублей.
Рисунок 3.2-
Доходы местных бюджетов Республики Беларусь
за 2010 г.
Источник: [6].
В
разрезе доходов местных бюджетов
по областям наибольший удельный вес
– более 29 процентов – занимает
г. Минск. По сравнению с 2002 г. доходы выросли
приблизительно в 5 раз с 1052,2 млрд. рублей
до 5269,8 млрд. рублей, что свидетельствует
об улучшении экономического положения.
Следует заметить, что наименьший удельный
вес доходов – около 9 процентов – занимает
Могилевская область. Но изучая динамику
изменения доходов по годам также наблюдается
тенденция увеличение денежных поступления
с 486,5 млрд.рублей до 1709,1 млрд.рублей.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что в Республике Беларусь
имеются свои особенности налогообложения.
В текущем 2011 году была изменена структура
республиканских и местных налогов,
изменены ставки по основным видам
налогов, некоторые налоги были отменены.
Это свидете6льствует о снижении
налоговой нагрузки в нашей стране
и является положительной тенденцией
в развитии налоговой системы
нашего государства.
4 ПЛАТЕЖИ
НАСЕЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
Подоходный
налог один из древнейших и классических
видов налогов. Основное распространение
он получил в XIX и XX веках в странах
Западной Европы. Подоходный налог подобно
другим налогам, характеризуют следующие
признаки:
- он, всегда государственный налог. Никто
кроме государства не вправе вводить и
взимать данный налог;
- этот налог не является продуктом договора
или иного соглашения. Это одностороннее
установление государства;
- этот налог всегда носит характер денежного
платежа;
- он всегда принудительный налог;
- законный, обязательный и безвозвратный
платеж;
- всегда идет в доход государства;
- это прямой и личный налог.
Подоходный налог является
важной статьей доходной части госбюджета.
Это основной инструмент налогового регулирования,
поскольку конечной целью любой предпринимательской
деятельности является получение чистой
прибыли, т.е. совокупного общественного
продукта за минусом всех вычетов и налогов
в бюджет [13].
Регулирующие начала, заложенные
в подоходном налоге, заключаются в возможности
манипулирования различного рода льготами,
скидками и санкциями к налогоплательщикам
для достижения экономического и социального
эффекта.
Функции подоходного налога
разнообразны. Он является основным источником
доходной части бюджета, регулятором
финансовых пропорций и процессов
накоплений, темпов экономического роста,
рычагом экономического стимулирования
предпринимательской деятельности,
инструментом управления, конкретной
формой выравнивания экономических условий
хозяйствования и побудителем конкуренции.
Подоходный налог следует
рассматривать как средство повышения
или снижения социальной напряженности
в обществе. Ведь он снижая с одной стороны,
реальный уровень благосостояния человека
и, таким образом, мешая достичь ему желаемого
уровня жизни, в то же время с другой стороны,
его же повышает, потому что возвращается
ему в виде пособий, пенсий, бесплатного
лечения и образования, гарантированных
государством обеспечения законности
и уверенности в завтрашнем дне.
Следовательно может оцениваться
как положительно, так и отрицательно
- в зависимости от личностных и
экономических установок, экономической
политики государства и состояния
национальной экономики.
Нормативно-правовые
акты:
- Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 №
448-З О бюджете Республики Беларусь на
2011 год [5];
- Закон Республики Беларусь от 21.12.1991 №
1327-XII О подоходном налоге с физических
лиц (с изм. и доп.) [13];
- Методические указания по исчислению
и уплате подоходного налога с физических
лиц, утвержденные приказом Государственного
налогового комитета Республики Беларусь
(далее ГНК РБ) от 06.04.1999 № 62 (с изм. и доп.)
[12].
В
соответствии с данными актами плательщиками
налога являются физические лица: граждане
Республики Беларусь, иностранные граждане
и лица без гражданства.
Объектом
налогообложения является совокупный
доход физических лиц в денежной
(денежных единицах РБ и иностранной
валюте) и натуральной форме, полученный
в течение календарного года:
- гражданами РБ и постоянно находящимися
на ее территории иностранными гражданами
и лицами без гражданства, т. е. находящимися
на территории РБ более 183 дней в календарном
году, от источников на территории РБ и
за ее пределами;
- иностранными гражданами и лицами без
гражданства, которые не относятся к постоянно
находящимся на территории РБ, т. е. находящимся
на территории РБ 183 дня либо менее, а также
не находящимся на территории РБ ни одного
дня на протяжении календарного года,
от источников в РБ.
Объектом налогообложения, в частности
являются:
- заработная плата, премии и другие вознаграждения,
связанные с выполнением трудовых обязанностей,
в том числе и по совместительству, суммы
стипендий, выплачиваемые ординаторам
и аспирантам;
- доходы от выполнения работ по гражданско-правовым
договорам (независимо от их продолжительности),
в т. ч. по авторским договорам;
- суммы, полученные под отчет (например,
на командировочные расходы), при условии,
что в установленные законодательством
сроки источнику их выплаты не были предоставлены
документы и отчеты об их расходовании
и не сданы неизрасходованные остатки
таких сумм, и в пределах тридцатидневного
периода со дня истечения указанного срока
источником выплаты таких сумм не принято
распоряжение об удержании задолженности
по ним в бесспорном порядке.
Объектом
налогообложения, в частности, не являются
суммы представительских расходов на
прием и обслуживание делегаций и отдельных
лиц, в том числе не относящихся к иностранным,
расходы на презентации для лиц, на прием
и обслуживание которых они израсходованы,
при наличии документов, подтверждающих
понесенные расходы.
Налог
исчисляется и удерживается юридическими
лицами и предпринимателями, являющимися
источниками выплаты дохода.
Исчисление подоходного налога
производится следующим образом:
1.
Исчисляется совокупный доход
работника с начала отчетного
года.
2.
Производится вычитание из совокупного
дохода необлагаемых сумм (льготы
по налогу согласно п. 1 статьи
3 Закона и вычеты из дохода
согласно п. 2 статьи 3 Закона).
3.
Определяется облагаемый налогом
доход.
4.
Определяется сумма налога с
облагаемого дохода.
5.
Засчитывается сумма налога, удержанная
в предыдущие периоды (месяцы).
6.
Определяется размер налога, подлежащий
удержанию с доходов за отчетный
период (месяц)[12].
Льготы
по налогу
Не подлежат налогообложению следующие
доходы:
- Пособия по государственному социальному
страхованию и государственному социальному
обеспечению, кроме пособий по временной
нетрудоспособности (в том числе пособий
по уходу за больным ребенком).
- К числу пособий по государственному
социальному страхованию и государственному
социальному обеспечению относятся, в
частности, пособия по беременности и
родам (несмотря на то, что основанием
для предоставления отпуска за этот период
и выплаты денежных средств является листок
нетрудоспособности), связанные с рождением
ребенка, связанные с уходом за ребенком,
на детей малообеспеченным семьям, инвалидам
с детства, государственные пособия многодетным
и одиноким матерям, на погребение и другие
пособия, выплачиваемые в соответствии
с действующим законодательством.
- Стипендии, получаемые студентами, учащимися,
слушателями учебных заведений, в размерах,
определяемых Президентом РБ и (или) Правительством
РБ, а также суммы стипендий, выплачиваемые
в период профессионального обучения
из Государственного фонда содействия
занятости.
- При обучении физических лиц в учебных
заведениях с отрывом от производства
по договорам с этими учебными заведениями
суммы стипендий, выплачиваемые юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями,
не облагаются налогом в размерах, определенных
Президентом РБ и (или) Правительством
РБ, при отсутствии выплаты стипендий
этими заведениями и успешной сдачей сессии,
что подтверждается справкой учебного
заведения. Надбавки к стипендиям по индивидуальным
договорам, заключенным со студентами-стипендиатами,
облагаются налогом в общем порядке.
- Доходы, получаемые физическими лицами
за сдачу крови, другие виды донорства,
сдачу материнского молока.
- Денежные пособия, стоимость путевок
(компенсация), выдаваемые государством
физическим лицам, пострадавшим в связи
с аварией на Чернобыльской АЭС в соответствии
с Законом РБ О социальной защите граждан,
пострадавших от катастрофы на Чернобыльской
АЭС, а также стоимость путевок и оплата
проезда до места санаторно-курортного
лечения и обратно лицам, сопровождающим
детей, пострадавших от катастрофы на
Чернобыльской АЭС, в соответствии с постановлением
Совета Министров РБ от 09.04.1998 № 572.
- Доходы, получаемые в возмещение вреда
при утрате трудоспособности, связанной
с увечьем или иным повреждением здоровья,
а также в связи с потерей кормильца, исчисленные
в соответствии с Правилами возмещения
вреда, причиненного жизни и здоровью
гражданина, утверждаемыми Правительством
РБ.
- Суммы возмещения морального вреда, выплачиваемые
в соответствии с указанными Правилами,
также не подлежат налогообложению.
- Суммы возмещения морального вреда, нанесенного,
например, распространением сведений,
порочащих честь и достоинство граждан,
деловую репутацию, неприкосновенность
частной жизни, личной и семейной тайны
и т. п., полученные физическими лицами,
в том числе и по решению суда, облагаются
налогом в общем порядке.
- Гуманитарная помощь, получаемая физическими
лицами в соответствии с законодательством
РБ.
- Стоимость призов в денежной и натуральной
форме, получаемых на конкурсах и соревнованиях,
в размере до 20 МЗП в течение календарного
года на момент выдачи, за исключением
призов, получаемых спортсменами на международных
и республиканских соревнованиях в размерах
больших, чем определено Президентом РБ
и Правительством РБ.
- Материальная помощь, оказываемая в связи
со стихийными бедствиями, чрезвычайными
и другими обстоятельствами, приведшими
к нарушениям условий жизнедеятельности
граждан, человеческим жертвам, а также
в тех случаях, когда такая помощь оказывается
в соответствии с законодательством РБ.
- Единовременная материальная помощь,
оказываемая по месту основной работы
юридическими лицами и предпринимателями
одному из близких родственников умершего
работника этих юридических и физических
лиц, а также единовременные суммы материальной
помощи, оказываемой работникам по месту
основной работы в связи со смертью близких
родственников (родители, дети, усыновители,
усыновленные, родные братья и сестры,
дед, бабка, внуки, супруги), в размере до
500 МЗП по каждому случаю. В качестве единовременной
материальной помощи расцениваются суммы,
выплаченные в связи с указанным событием
одному и тому же физическому лицу одним
источником, независимо от количества
выплат по каждому случаю.
- Зачисляемые на счета физических лиц
в учреждениях банков суммы на стационарное
лечение при наличии документов, подтверждающих
необходимость такого лечения, в пределах
фактически произведенных расходов на
лечение. Министерство здравоохранения
подтверждает необходимость стационарного
лечения.
- Материальная помощь, стоимость подарков,
средства на цели социальной защиты (оплату
путевок, курсовок, медицинских и бытовых
услуг, экскурсий, удешевление питания,
приобретение проездных билетов, разного
рода абонементов, плату за учебу в учебных
заведениях), выдаваемые по месту основной
работы (службы, учебы) физических лиц
юридическим лицами и предпринимателями,
в размере до 30 МЗП в течение календарного
года на момент выдачи. Причем 30 МЗП ограничивается
общая сумма всех перечисленных выше выплат,
полученных работником в течение календарного
года. Учет указанных выплат юридические
лица и предприниматели обязаны вести
по каждому работнику. Суммы выплат, превышающие
30 МЗП, облагаются по совокупности с другими
полученными по месту основной работы
доходами. В случае если перечисленные
выше выплаты осуществляют профсоюзные
организации своим членам, максимальный
размер выплат составляет 20 МЗП в течение
календарного года на момент выдачи [12].