Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа
Правительством Российской Федерации в Постановлении от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» была разработана и одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 годах (далее – Концепция), где в качестве отдельного направления было выделено реформирование бюджетной классификации Российской Федерации, предполагающее изменение не только ее состава, структуры, содержания и применяемой кодировки, но и изменение действующей практики нормативного правового регулирования вопросов бюджетной классификации. Изменение структуры бюджетной классификации стало первым этапом в реформировании бюджетного процесса, поскольку именно бюджетная классификация обеспечивает необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса всем его участникам.
Введение……………………………………………………………………….…1
1.Бюджетная классификация Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетной классификации Российской Федерации
и ее состав ……………………………………………………………………….3
1.2 Цели и задачи бюджетной классификации Российской Федерации………6
2. Понятие сектора государственного управления и классификация операций
2.1 Сектор государственного управления: понятие и структура………………7
2.2 Классификация операций сектора государственного управления…….....11
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………...………………………21
Бюджетная классификация должна соответствовать следующим требованиям:
1) возможность интеграции в систему бюджетного учета;
2) возможность осуществления
3) возможность консолидации данных различных сегментов сектора государственного управления;
4) возможность адаптивности к внутренней и международной бюджетной отчетности;
5) возможность компьютеризации и автоматизации ведения бюджетной классификации.
Основными целями бюджетной классификации являются:
1) удовлетворение потребности органов власти и управления, органов финансового контроля в информации для эффективного бюджетного планирования, управления бюджетами, принятия управленческих решений в части исполнения основных функций государства;
2) транспарентность и информационная открытость процессов формирования, утверждения, исполнения бюджетов, а также содержания отчетов об их исполнении;
3) методологическое единство, сравнимость и сопоставимость (внутренняя и внешняя) как в части бюджетной отчетности, так и в отношении статистики государственных финансов.
Бюджетная классификация ориентирована на решение следующих основополагающих задач:
2. Понятие сектора государственного управления и классификация операций
2.1. Сектор государственного управления: понятие и структура
Все участники экономических отношений в любой стране группируются по секторам экономики в зависимости от целей деятельности и функций, которые они выполняют в экономике, а также от источников финансирования своей деятельности. В соответствии с руководством по статистике государственных финансов 2001 года, разработанном Международным валютным фондом, экономика любой страны подразделяется на пять основных секторов (в зависимости от выполняемых ключевых функций): сектор нефинансовых корпораций, сектор финансовых корпораций, сектор некоммерческих организаций, сектор домашних хозяйств, сектор государственного управления (см. рис. 1).
Рис.1. Секторы экономики страны.
Сектор нефинансовых корпораций состоит из структур, создаваемых с целью производства товаров и нефинансовых услуг для реализации на рынке (небанковских услуг).
Сектор финансовых корпораций состоит из структур, занимающихся предоставлением финансовых услуг на рынке (например, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды).
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающий домашние хозяйства, состоит из всех некоммерческих организаций-резидентов (за исключением контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления), которые предоставляют нерыночные товары или услуги домашним хозяйствам (например, политические партии, религиозные объединения, общественные организации).
Сектор домашних хозяйств состоит из небольших групп физических лиц, которые проживают совместно, полностью или частично объединяют свои доходы и имущество, а также совместно потребляют определенные виды товаров и услуг (включает все население страны).
Сектор государственного управления состоит из структур, выполняющих функции органов государственного управления в качестве своего основного вида деятельности.
Каждый сектор экономики состоит из институциональных единиц.
Институциональная единица - это экономическая структура, которая может от своего имени владеть активами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими структурами.
Институциональных единиц в секторе государственного управления столько, сколько есть публичных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). На федеральном уровне - одна институциональная единица, на субфедеральном уровне - 88 (по количеству субъектов Российской Федерации) и на местном уровне - более 24 тысяч (по количеству муниципальных образований).
Существенными характеристиками
институциональной единицы явля
Для целей анализа каждый из секторов может быть разделен на подсекторы, а подсекторы могут группироваться различными способами для образования других секторов.
Четыре из пяти секторов
(за исключением сектора
Органы государственной
власти, органы управления государственных
внебюджетных фондов, органы управления
территориальных государственны
Сектор государственного управления делится на следующие подсекторы:
- подсектор центрального правительства (органов государственной власти Российской Федерации);
- подсектор региональных органов управления (органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
- подсектор органов местного самоуправления.
Такое деление сектора государственного управления применяют, когда необходимо сгруппировать сведения по различным уровням управления и провести соответствующий экономический анализ.
На рисунке 2 представлена
структура сектора
Рис. 2. Сектор государственного управления в Российской Федерации.
Особое положение сектора государственного управления в экономике определяется, прежде всего, исключительным правом органов государственной власти и местного самоуправления выступать от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления реализуют соответствующие властные полномочия.
Органы государственной власти и местного самоуправления обладают законным правом принуждения по отношению ко всем участникам экономических отношений. Право принуждения проявляется, в частности, при формировании ресурсов сектора государственного управления за счет изъятия части доходов граждан, предприятий и организаций посредством налогообложения или взимания других обязательных платежей.
Ресурсы сектора государственного управления используются на следующие основные цели:
- обеспечение общества
в целом и его граждан
- перераспределение доходов и национального богатства.
К государственным и муниципальным услугам, предназначенным для потребления обществом в целом и его гражданами, относятся государственное и муниципальное управление, оборона, обеспечение законности и правопорядка, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение, обеспечение жильем, услуги в области культуры и отдыха, социальное страхование и обеспечение.
Товары и услуги, предоставляемые обществу в целом и его гражданам, могут быть произведены хозяйствующими субъектами сектора государственного управления или приобретены у других секторов экономики. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут субсидировать предприятия и организации, производящие определенные товары и услуги, или предоставлять таким предприятиям налоговые льготы.
Если органы государственной власти и местного самоуправления принимают решения о производстве товаров и услуг внутри сектора государственного управления, то они могут создавать бюджетные учреждения и финансировать их содержание.
2.2. Классификация
операций сектора
Все операции сектора государственного управления в Российской Федерации имеют четко выраженную систему классификации.
В построение классификации операций сектора государственного управления заложено 3 принципа:
1) принцип влияния на чистую стоимость активов;
2) принцип влияния на секторы экономики;
3) принцип раздельного
учета операций между
Классификация операций сектора государственного управления включает 8 разделов:
100 Доходы
200 Расходы
300 Поступление нефинансовых
400 Выбытие нефинансовых активов
500 Поступление финансовых активов
600 Выбытие финансовых активов
700 Увеличение обязательств
800 Уменьшение обязательств.
Дальнейшая детализация классификации операций сектора государственного управления производится посредством статей и подстатей.
Классификация операций сектора государственного управления операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.
Введение кодов операций сектора государственного управления в состав кода бюджетной классификации является принципиальным отличием от ранее действующей бюджетной классификации. Введение классификации операций сектора государственного управления позволяет:
- классифицировать не
только движение денежных
- применять метод начисления
в бухгалтерском учете
В статистике государственных финансов активы подразделяются на: нефинансовые и финансовые, а пассивы определяются обязательствами сектора государственного управления. При этом для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно выполняться базовое соотношение:
НФА + ФА = О +ЧСА, (1)
где НФА - нефинансовые активы;
ФА - финансовые активы;
О - обязательства;
ЧСА - чистая стоимость активов.
Таким образом, чистая стоимость активов представляет собой разность между совокупными активами и обязательствами:
ЧСА = (НФА + ФА) - О. (2)
Доходы и расходы представляют собой операции, соответственно увеличивающие или уменьшающие чистую стоимость активов сектора государственного управления. Остальные операции рассматриваются с точки зрения поступления или выбытия активов, увеличения или уменьшения обязательств сектора государственного управления.
Структура экономических
активов сектора
В соответствии с принципом воздействия на активы и пассивы классификация операций сектора государственного управления не относит к доходам, например, средства от продажи основных средств.
Если те или иные элементы основных средств реализуются по балансовой стоимости, то такие операции не затрагивает величину чистой стоимости активов. Ее результатом является изменение структуры соотношения активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой актив (финансовый актив). Подобная операция отражается, с одной стороны, как поступление финансовых активов (код 510 «Поступление на счета бюджетов» или 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» классификации операций сектора государственного управления). А с другой стороны - как выбытие нефинансовых активов (код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» классификации операций сектора государственного управления).
Рис. 3. Структура экономических
активов сектора
Аналогичным образом к расходам не относятся операции, связанные, например, с приобретением основных средств. Результатом такой операции также является изменение структуры баланса активов и пассивов. При этом один актив (приобретенный нефинансовый актив) меняется на другой актив или обязательство (выплаченные денежные средства либо обязательство в виде кредиторской задолженности). С одной стороны подобная операция отражается как поступление нефинансовых активов (код 310 «Увеличение стоимости основных средств» классификации операций сектора государственного управления), а с другой - как выбытие финансовых активов или увеличение обязательств (код 610 «Выбытие со счетов бюджетов» или код 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» классификации операций сектора государственного управления).
Информация о работе Понятие сектора государственного управления и классификация операций