Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ…………………..4
1.1 Характеристика и принципы бюджетного устройства РФ и понятие бюджетной системы………………………………………………………4
1.2 Уровни бюджетной системы и виды бюджетов………………………..7
2. Межбюджетные трансферты, их формы и механизм предоставления………10
3. Бюджеты государственных внебюджетных фондов…………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .…………………………………………....26

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА.docx

— 63.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

 

 

 

1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

1.1 Характеристика и принципы бюджетного устройства РФ и понятие бюджетной системы

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны. Бюджетная система  РФ является частью финансовой системы  России.

В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством  в бюджетную систему России включаются1:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации;
  3. местные бюджеты;
  4. бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов. Под бюджетным  устройством понимается организация  бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная  система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетная система федеративного государства включает три уровня - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах: единства бюджетной  системы Российской Федерации; разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Единство бюджетной системы  обеспечивается: единой правовой базой; использованием единых бюджетных классификаций; общими принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; взаимодействием  бюджетов всех уровней по линии доходов; единством социально-экономической, в том числе налоговой, политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  самостоятельности расходования. Уровень  закрепленных доходов (за исключением  районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего национально-государственного или  административно-территориального образования. Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы.

Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в бюджетах учитываются все поступления и все затраты.

Реальность бюджетного устройства означает правдивое отражение характера  доходов и расходов бюджетов.

Принцип гласности состоит  в том, что рассмотрение и утверждение  бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно. Решения представительных органов власти об утверждении бюджета, об использовании средств внебюджетных и валютных фондов, об утверждении отчета об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютных фондов, а также решения по другим вопросам, касающимся формирования бюджета или внебюджетных и валютных фондов, подлежат опубликованию в средствах массовой информации или доводятся до сведения населения иным способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Уровни бюджетной системы и виды бюджетов

Функционирование бюджетной  системы основано на следующих основополагающих принципах2:

  1. Принцип единства бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
  3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает: право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации; законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
  4. Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
  5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
  7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
  8. Принцип гласности предполагает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
  9. Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.
  10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Как и любая структура, бюджетное устройство имеет некоторые  проблемы. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

 

2. Межбюджетные трансферты, их формы и механизм предоставления

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной  системы РФ, перечисляемые другому  бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций3.

Существующие в настоящее  время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие  группы:

- нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- целевые трансферты;

- компенсационные выплаты.

Формы межбюджетных трансфертов  в РФ, предоставляемые из Федерального бюджета.

В Бюджетном кодексе РФ глава 16 посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

  1. формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;
  2. условия предоставления межбюджетных трансфертов;
  3. общие положения о фондах, формируемых в составе федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются межбюджетные трансферты.

В главе 5 БК РФ "Принципы бюджетной системы Российской Федерации" пополнилась двумя новыми принципами бюджетной системы:

- принципом разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- принципом равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Межбюджетные отношения  определяются как взаимоотношения  между федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ)4.

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета  бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных  формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ. Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

  1. дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
  2. субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
  3. субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  4. субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
  5. финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
  6. иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
  7. бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ  предоставления межбюджетных трансфертов  в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные  перечисления, бюджетные кредиты. Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ.

Дотации - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации на безвозмездной  и безвозвратной основе.

Субвенции - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - это форма  финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или  другому бюджету на возвратной и  возмездной основах.

Общим для дотаций, субвенций  и субсидий является их безвозмездный  и безвозвратный характер.

Отличительной чертой субвенций  и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции  и субсидии разграничиваются по объемам  финансирования: за счет субвенции  полностью финансируются те или  иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется  на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует  самой сущности кредита. Возвратностью  и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий.

Информация о работе Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ