Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ…………………..4
1.1 Характеристика и принципы бюджетного устройства РФ и понятие бюджетной системы………………………………………………………4
1.2 Уровни бюджетной системы и виды бюджетов………………………..7
2. Межбюджетные трансферты, их формы и механизм предоставления………10
3. Бюджеты государственных внебюджетных фондов…………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .…………………………………………....26

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА.docx

— 63.04 Кб (Скачать файл)

Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основе на срок не более  шести месяцев в пределах финансового  года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных  ссуд из межбюджетных отношений в  большей степени было обусловлено  низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также  отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку  бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись  на безвозмездной основе. В настоящее  время бюджетные ссуды полностью  заменены бюджетными кредитами.

Следующее понятие, которое  названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ5. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и  безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций  бюджетам других уровней бюджетной  системы, но безвозмездные и безвозвратные  перечисления из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов, а также безвозмездные  и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и  местных бюджетов.

Согласно ст. 135 БК РФ формами  межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются:

  1. дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки поселений;
  2. дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  3. субсидии местным бюджетам из фондов муниципального развития;
  4. субсидии местным бюджетам из региональных фондов софинансирования социальных расходов;
  5. субвенции местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
  6. иные субвенции, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
  7. средства, перечисляемые в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
  8. иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
  9. бюджетные кредиты местным бюджетам.

Из приведенного перечня  межбюджетных трансфертов видно, что  межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться  не только местным бюджетам, но и  федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к  региональным бюджетам.

Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

- дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;

-  субсидии из фондов муниципального развития;

- субсидии из региональных фондов софинансирования социальных расходов;

- субвенции из региональных фондов компенсаций;

- иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

- бюджетные кредиты.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ6. К ним относятся:

Дотации из бюджета муниципального района бюджетам поселений из районного  фонда финансовой поддержки поселений;

Муниципальный район - это  несколько поселений или поселений  и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой  местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Поселение - это городское  или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых  местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или  поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иные дотации и субсидии в соответствии с нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального района;

Субвенции из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды  финансовой поддержки поселений, муниципальных  районов и городских округов;

Субвенции из бюджетов поселений  в бюджеты муниципальных районов  на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

Средства, перечисляемые  в федеральный или региональный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования  перед федеральными органами государственной  власти или органами власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнением  иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной  власти;

Иные безвозмездные и  безвозвратные перечисления.

Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и  безвозвратные перечисления; такая  форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться  из местных бюджетов как нижестоящим  местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных  районов), так и бюджетам вышестоящих  уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.

Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы  бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных  бюджетов федеральному бюджету), а также  могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации, и между самими субъектами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Социальные внебюджетные фонды стали создаваться после  принятия Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР»1. В число государственных  социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время  входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования РФ. Эти  фонды аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность  существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы использования своих средств, в размерах и  ё на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Средства социальных внебюджетных фондов в настоящее время формируются  за счет сумм единого социального  налога (взноса), включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг). Серьезную  проблему для страны представляют масштабы уклонения от уплаты этих платежей. Задолженность плательщиков страховых  взносов во внебюджетные фонды имеет  хронический характер. Систематическое  нарушение финансовой дисциплины при  уплате страховых взносов ведет  к увеличению числа территорий, нуждающихся  в дотациях. Уголовный кодекс РФ (ст. 199) за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Неблагоприятная ситуация в  государственных внебюджетных социальных фондах была также обусловлена отсутствием  прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств.

Единый социальный налог (ЕСН) введен в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ7. Налогоплательщиками ЕСН признаются:

  1. работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;
  2. индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный  доход для определенных видов деятельности, не являются плательщиками ЕСН в части доходов, полученных от осуществления этих видов деятельности.

Налогоплательщики обязаны  вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также  сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, нарастающим  итогом. Сумма ЕСН и авансовых  платежей по нему исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он образован 27 декабря 1991 г. № 2122-1 Постановлением Верховного Совета РФ. Сегодня бюджет ПФР - второй по величине после федерального.

Основной источник доходов  ПФР - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами ПФР как  самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых  взносов и расходование средств  Фонда в соответствии с действующим  законодательством.

В доходы бюджета ПФР кроме  обязательных взносов поступают  также: средства федерального бюджета; средства Фонда социального страхования  РФ; доходы от обслуживания счетов ПФР  банками; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и  физических лиц.

Информация о работе Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы РФ