Проблема социальной защищённости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении проблем социальной защищённости и безработицы.
Для достижения данной цели в курсовой работе был поставлен ряд задач:
- Изучить теоретический смысл проблемы безработицы;
- Рассмотреть основные виды безработицы и причины её возникновения;
- Рассмотреть анализ состояния безработицы в России в настоящее время;
- Изучить способы решения проблем социальной защищённости и безработицы в России.

Файлы: 1 файл

моя ку (Автосохраненный).docx

— 86.09 Кб (Скачать файл)

Исходя из необходимости  учета безработных и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

 В России в 2001 г. номинально работающих, а фактически незанятых оказалось около 6810 тыс. человек – 9,6 %.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Факторы,  способствующие безработице в  России

Как спрос на труд, так  и предложение труда формируется  под воздействием различных факторов: сложившегося уровня цен, издержек, заработной платы, производительности труда, численности  населения, квалификационно-профессионального  состава работников, кредитно-финансовой, налоговой, законодательной системы, деятельности профсоюзов, культурных, религиозных и др. Рассмотрим, как  устанавливается равновесие на рынке  труда (рис. 1). Пересечение кривых спроса на труд Nи предложения труда Nдает нам точку Е, характеризующую равновесие на рынке труда, установление равновесной ставки реальной заработной платы Wравновесный уровень занятости NЕ.        При данном уровне заработной платы в экономике наблюдается полная занятость, т.е. спрос на труд равен предложению труда. Все предприниматели, которые готовы платить равновесную ставку зарплаты, находят на рынке труда необходимое количество работников, их платежеспособный спрос на рабочую силу удовлетворен полностью. Работники, готовые предложить рабочую силу по равновесной цене, полностью трудоустраиваются. Поэтому говорят, что точка Е определяет положение полной занятости.

Рис. 1. Равновесие на рынке  труда

Если заработная плата  по какой-либо причине повышается до Wпо сравнению с равновесным уровнем заработной платы WЕ в точке Е, то возникает новая рыночная ситуация, изображенная на рис. 2. Фирмы выбирают такой режим функционирования, который соответствует точке А на кривой спроса, в то время как работники предлагают такое количество труда, которое соответствует точке В на кривой предложения. В результате такого рыночного несоответствия при данном уровне ставки заработной платы Wколичество предлагаемого труда превышает спрос на труд на величину (ВА), следствием чего является безработица в размере (N– Na).

Рис. 2 Возникновение безработицы  на рынке труда

Рост заработной платы  относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны  фирм и одновременно увеличение предложения  труда со стороны работников. В  результате этого возникает избыток  предложения труда; возникающая  при этом безработица оказывает  давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня.

Если фактический уровень  безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных  потерь продукции и услуг в  результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного  американским экономистом А.Оукеном.

(Y’ – Y)/Y = b * (U – U’)

где Y– фактический объем  производства (ВВП); Y’ – потенциальный  ВВП (при полной занятости); U – фактический  уровень безработицы; U’ – естественный уровень безработицы (норма безработицы  при полной занятости); b – параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3%). Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b%. По расчетам Оукена, в 60-е годы в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Разность между фактическим  и естественным уровнями безработицы  характеризует уровень конъюнктурной  безработицы (Uk).

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%. Так, если в данном году фактический ВВП составил 4500 млрд., фактический уровень безработицы – 8%, а ее естественный уровень – 6%, то экономика недополучила продукции на 270 млрд., что составляет 3% х 2% = 6% фактически произведенного ВВП. Потенциальный ВВП при полной занятости составил бы 4770 млрд.

Более поздние исследования показали, что для современного этапа  развития экономики значение данного  коэффициента составляет 2,5. Это означает, что превышение фактического уровня безработицы на 1% над величиной  естественной нормы безработицы  вызывает снижение на 2,5% объема ВНП  по сравнению с тем объемом, которого общество могло достигнуть при использовании  своих потенциальных возможностей.7

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением  экспертов увеличение числа безработных  в РФ будет способствовать наличие  следующих факторов:

  • подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
  • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • условная безработица (непостоянная работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • структурная безработица (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах-заводах вследствие остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. 8

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных  безработных. Под неучтенными источниками  подразумеваются несколько групп  населения. Как и в каждом государстве  в России есть определенная часть  населения не желающая работать. Эта  группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам  несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем  не менее, будет постоянно оказывать  давление на бюджет, особенно когда  войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или  косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

 

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы:

политика государства  по стимулированию роста занятости  увеличению числа рабочих мест через  использование таких рычагов, как  льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых  рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

расширение форм, сфер и  условий профессиональной подготовки работников;

разрешение трудовой эмиграции;

активное применение в  государственном и негосударственном  секторах экономики гибких форм занятости  и др. 9

В целях увеличения занятости  населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным в  организации предпринимательской  деятельности.

Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены  изменения и дополнения в Положение "О содействии государственной  службы занятости безработным в  организации самостоятельной занятости".

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное  дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской  деятельности, получение субсидии и  ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме  этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации  в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости. 10

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка  жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда - производный  и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки  предъявят больший спрос и  для его удовлетворения надо будет  нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста  экспорта. Это может привести к  росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентоспособности  продукции. Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных  рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В России, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без  этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили  бы армию безработных. Досрочная  пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Информация о работе Проблема социальной защищённости и безработицы