Проблема социальной защищённости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении проблем социальной защищённости и безработицы.
Для достижения данной цели в курсовой работе был поставлен ряд задач:
- Изучить теоретический смысл проблемы безработицы;
- Рассмотреть основные виды безработицы и причины её возникновения;
- Рассмотреть анализ состояния безработицы в России в настоящее время;
- Изучить способы решения проблем социальной защищённости и безработицы в России.

Файлы: 1 файл

моя ку (Автосохраненный).docx

— 86.09 Кб (Скачать файл)

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. 11

Что же должно предпринимать  государство, чтобы проблема безработицы  не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий  характер и включать комплекс мер  государственного регулирования, предотвращающих  рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

    • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
    • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
    • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
    • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
    • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
    • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
    • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. 12

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным  с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых мер для  сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости  направлена на создание новых рабочих  мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и  т.д.

Все методы и меры, с помощью  которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно  разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств  госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости  включает создание системы социального  страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

1 Вопросы экономики//2002г./ №11 С.59.

2 Леонид Абрамович Гордон, Эдуард Викторович Клопов//Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 24-34.  

3  Вопросы экономики//2002г./ №11 С.59.

4 Курс социально-экономической статистики // Под редакцией М.Г. Назарова. М.2000г. /Р. 26.8.

5 Курс социально-экономической статистики // Под редакцией М.Г. Назарова. М.2000г. /Р. 26.8.

6 Вопросы экономики//2002г./ №11 С.59.

7Бастина А.Ю., Ахмеева В.И.// Направления и приоритеты социальной политики в России на современном этапе

8 Безработица. Плакся В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005. С. 63-64.

9 Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда" учебное пособие. М.: ИНФРА 2000г. С. 269.

10 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда", учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2004г. С. 54.

11 Сакс Д. "Рыночная экономика и Россия", М.: Экономика, 2006г. С.63.

12 . Кашепов А. "Проблема предотвращения массовой безработицы в России" // Вопросы экономики.М., 2007г., №5. С.117.


Информация о работе Проблема социальной защищённости и безработицы