Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление проблем формирования и повышение эффективности использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- выявить роль местного бюджета в бюджетной системе РФ;
- рассмотреть понятие, структуру, источники доходов и расходов местного бюджета;
- раскрыть процесс формирования и исполнения местного бюджета;
- изучить современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований;
- рассмотреть общую характеристику бюджета города Ставрополя;
- проанализировать источники доходов и расходов бюджета города Ставрополя;
- дать оценку исполнения бюджета города Ставрополя

Содержание работы

Введение
1. Теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов в Российской Федерации
1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ
1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов и расходов
1.3 Процесс формирования и исполнения местного бюджета
1.4 Современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований
2. Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)
2.1 Общая характеристика бюджета города Ставрополя
2.2 Анализ источников доходов и расходов бюджета города Ставрополя
2.3 Оценка исполнения бюджета города Ставрополя
2.4 Проблемы и перспективы формирования финансовой устойчивости местного бюджета города Ставрополя
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

финансы вкр.docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические положения и  принципы разработки местных  бюджетов в Российской Федерации

1.1 Роль местного бюджета в  бюджетной системе РФ

1.2 Местный бюджет: понятие, структура,  источники доходов и расходов

1.3 Процесс формирования и исполнения  местного бюджета

1.4 Современное состояние системы  финансово - бюджетных процессов  муниципальных образований

2. Проблемы формирования и использования  средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)

2.1 Общая характеристика бюджета  города Ставрополя

2.2 Анализ источников доходов  и расходов бюджета города  Ставрополя

2.3 Оценка исполнения бюджета  города Ставрополя

2.4 Проблемы и перспективы формирования  финансовой устойчивости местного  бюджета города Ставрополя

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы исследования. В  последнее время стали укрепляться  и доминировать идеи глобального  и регионального развития, формируемые  в понятиях социальных приоритетов, устойчивости и сбалансированности. В масштабах государств, особенно пространственно значительных и  со сложной территориальной структурой, достижение устойчивости, стабильности и социальной ориентации невозможно без формирования необходимого финансово-экономического фундамента, достаточного для обеспечения  самостоятельности в реализации органами местного самоуправления своих  полномочий.

Несовершенство организации общественного  сектора, неэффективность использования  ресурсов, наблюдающиеся в РФ в  целом, характерны и для муниципалитетов. Общая сложная экономическая  ситуация, отсутствие собственной устойчивой доходной базы обусловливает тяжелое  финансовое положение местного самоуправления. Это дополняется проблемой взаимодействия местных властей с субъектами Федерации и с центром. Одновременно продолжается процесс передачи различных  функций на уровень муниципалитета, при этом должный объем финансирования не обеспечивается.

В условиях взятого курса на децентрализацию  бюджетной системы Российской Федерации, реформирования территориальных основ  местного самоуправления и расширения ответственности муниципальной  власти за устойчивое социально-экономическое  развитие своей территории особое значение приобретает процесс формирования и использования местного бюджета. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются финансовыми  ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований. Местный  бюджет активизирует хозяйственную  деятельность, позволяет развивать  инфраструктуру муниципального образования.

Одним из условий стабильного социально-экономического развития является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Решение этой проблемы требует  формирования устойчивой бюджетной  системы. В связи с этим, уточнение  теоретических основ и анализ формирования и использования местных  бюджетов в современных условиях является важной задачей научных  исследований. Все вышеизложенное характеризует  актуальность дипломного исследования.

Степень изученности проблемы. Основные принципы и подходы к решению  проблем устойчивого развития территориальных  экономических систем исследованы  в трудах А.И.Абалкина, И.Я. Блецхина, В.И. Вернадского, А.Г. Гранберга, В.А. Коптюга, М.Ю. Калинчикова и других ученых. Особую значимость представляют теоретические  и методологические положения О.В. Богачёвой, Е.М. Бухвальда, А.Г. Игудина, В.В. Климанова, Г.В. в вопросах значимости бюджетных доходов в системе  формирования финансовых ресурсов территорий, бюджетного федерализма, роли средств  межбюджетного регулирования, важности института местного самоуправления в обеспечении стабильного функционирования государства.

Управление устойчивым развитием  территориальных бюджетов является достаточно новой для российской науки и практики проблемой. В  настоящее время в этой области  получили известность работы ученых Т.В.Дорониной, В.Н. Ендроновой, Е.А. Захарчук, В.Б.Ияшвили, А.А. Кавинова.

Полагаясь на исследования зарубежных и российских ученых, следует подчеркнуть, что именно комплексный подход к  проблеме финансовой устойчивости муниципальных  образований на фоне реформирования бюджетного устройства и бюджетного процесса является залогом успешной реализации стратегии территориального развития.

Целью дипломного исследования является выявление проблем формирования и повышение эффективности использования  местного бюджета.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

- выявить роль местного бюджета  в бюджетной системе РФ;

- рассмотреть понятие, структуру,  источники доходов и расходов  местного бюджета;

- раскрыть процесс формирования  и исполнения местного бюджета;

- изучить современное состояние  системы финансово - бюджетных  процессов муниципальных образований;

- рассмотреть общую характеристику  бюджета города Ставрополя;

- проанализировать источники доходов  и расходов бюджета города  Ставрополя;

- дать оценку исполнения бюджета  города Ставрополя;

- выявить проблемы и перспективы  формирования финансовой устойчивости  местного бюджета города Ставрополя.

Гипотеза дипломного исследования базируется на предположении о том, что проведение на местном уровне самостоятельной бюджетной политики, адекватной условиям нового федерального законодательства по вопросам организации  местного самоуправления, требует совершенствования  процесса обеспечения достаточности  местных бюджетов.

Объектом исследования является бюджетная  система города Ставрополя.

Предмет исследования - система финансово-экономических  и правовых отношений муниципальных  образований по поводу формирования, распределения и использования  бюджетных ресурсов.

Методы исследования. При проведении исследования использовались методы системного, структурного и функционального  анализа, монографический и экономико-статистический методы.

База исследования - администрация  Ставропольского края.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов в Российской Федерации

1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ

Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние  на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических  процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления  финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Государственная бюджетная система  Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский  бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских) [29;.24].

С 1991 года Российская Федерация начала переход к принятому в большинстве  стран бюджетному устройству, предусматривающему независимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня. Это, как предполагалось, создаст базу для самостоятельности местных  органов управления. Реорганизация  местного финансирования на основе новых  принципов сама по себе очень сложна. Сложность перехода заключается, прежде всего, в том, что невозможно механически  перенести бюджетные расходы, не финансировавшиеся территориальным  бюджетом в рамках унитарной системы, на новые, независимые бюджеты. Необходимо учитывать специфику, ранее существовавшей бюджетной системы, состоящую в  том, что значительная часть расходов на социально-культурные мероприятия  финансировалась в пределах унитарной  системы отраслями материального  производства из соответствующих фондов предприятий. Этот аспект проблемы практически  не нашел отражения при определении  новых источников формирования доходов  местных бюджетов [38;20].

Реформы, проводимые с 1992 года, привели  к тому, что произошел массовый отказ от финансирования социальной сферы предприятиями и отраслями. Ведомственные жилье, транспорт, учреждения медицины и пионерские лагеря оказались  без финансовых средств. Значительная их часть реализована для использования  в других целях. Особенно актуальной стала проблема организации инвестиционного  процесса в социально-культурной сфере, поскольку в местных бюджетах соответствующие средства предусмотрены  не были, а другие формы финансирования были еще не найдены или не апробированы.

В целом система из многоканальной перешла в двухуровневый принцип  организации: бюджет на региональном уровне; местный бюджет на районном (городском) уровне.

Параллельно осуществлялся поиск  новых источников на замену отраслевого  финансирования объектов непроизводственной сферы. В этот период была осуществлена малая приватизация в торговле и  общественном питании, введена система  медицинского страхования в здравоохранении, платности услуг учебных заведений  в системе образования. Однако эти  и другие меры не позволили найти  адекватную замену источников финансирования [354 8-10].

Проблема расширения собственной  доходной базы бюджетов регионов и  особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной. За последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база была расширена. Об этом свидетельствуют следующие данные, характеризующие удельный вес доходов  каждого звена бюджетной системы. В 2003 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в федеральный бюджет поступило 15,9% , в региональные -16,5% и в местные бюджеты - 27% , по данным на начало 2006 года соответственно 49%, 26,4% и 1,6 % , т.е. произошло повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 2005 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков -11,9%, сельских районов -11,8% и сельских поселений -5,8%.Эти цифры убедительно свидетельствуют о необходимости резкого укрепления доходной базы местных бюджетов.

Если проанализировать финансово-экономическое  состояние муниципальных образований  за 2002-2008 годы, то можно увидеть, что  на протяжении данного периода происходило  неуклонное падение уровня их бюджетной  обеспеченности. Бюджеты развития муниципальных  образований за этот период снизилось  с 22 % до нуля. Объем доходной части  местных бюджетов с 2003 года упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это привело к возникновению  кредиторской задолженности в крупных  объемах, погашение которой в  бюджете не планировалось, а также  отрицательно отразилось на фактическом  финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и  объектов социальной сферы. В этот период органы местного самоуправления вынуждены  были обращаться за коммерческими кредитами. При этом, улучшив положение в  текущем году, на следующий год  они несли потери из-за уплаты высоких  процентов [33;8-10].

Сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической  самостоятельности муниципальных  образований, формирования муниципальной  собственности на землю и средств  местных бюджетов. Чтобы осуществить  этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально  обеспечить самостоятельность и  сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной  системы страны.

Проанализировав тенденции развития бюджетных систем разных стран, можно  отметить следующее: сначала преобладала  макроэкономическая концепция регулирования  социально-экономических процессов, затем повышалась роль центральных  бюджетов, где концентрировался основной объем бюджетных средств. Следует  также отметить, что в Великобритании расходы местных бюджетов на школьные и профессиональное образование  превышает 40% общих затрат на эти  цели, во Франции и Японии - 30%. Муниципалитет  Хельсинки направляет на нужды образования  свыше 15% своего бюджета, а муниципалитет  Токио - до 25% . Такое финансирование с явным превышением удельного  веса финансируется из местного бюджета [40; 12].

Значительная доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и  малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается в виде выплаты определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг социальной сферы. В целом  роль местных бюджетов в настоящее  время существенно возрастает.

Во Франции и Великобритании удельный вес местных финансов в  общих финансовых ресурсах государства  составляет более 30%, в США, Германии, Японии 50-60%, в России в начале 1990-х  годов 24% [33;12].

Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу, распределения  и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между  органами местного самоуправления и  населением, живущим на территории данного муниципального образования.

В 1995 году в РФ на местном уровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятием  Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении  народовластия: его правовые, экономические  и финансовые основы. Указанный акт  ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование» [31;4].

Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ является новым не только по территориальному устройству, но и по взгляду на роль местного самоуправления в системе публичной власти. Он основывается на новом взгляде на всю роль публичной власти. Публичная власть должна предоставлять общественные услуги и гарантировать развитие экономики, общественных отношений, социальных отношений на своих территориях. Она не должна заниматься хозяйственными вопросами. Точка зрения, согласно которой город является большой корпорацией, а городская власть -- ее руководством, уходит в прошлое. Именно поэтому для реализации полномочий местного самоуправления составлен их закрытый перечень. Излишняя собственность, которая ранее считалась возможной для привлечения дополнительных доходов в бюджет данного уровня власти, теперь признается излишней и либо подлежит перепрофилированию, т. е. изменению целевого назначения, либо должна быть приватизирована, власть должна только создавать условия и не должна вмешиваться в управление.

Информация о работе Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)