Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:26, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление проблем формирования и повышение эффективности использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- выявить роль местного бюджета в бюджетной системе РФ;
- рассмотреть понятие, структуру, источники доходов и расходов местного бюджета;
- раскрыть процесс формирования и исполнения местного бюджета;
- изучить современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований;
- рассмотреть общую характеристику бюджета города Ставрополя;
- проанализировать источники доходов и расходов бюджета города Ставрополя;
- дать оценку исполнения бюджета города Ставрополя
Введение
1. Теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов в Российской Федерации
1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ
1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов и расходов
1.3 Процесс формирования и исполнения местного бюджета
1.4 Современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований
2. Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)
2.1 Общая характеристика бюджета города Ставрополя
2.2 Анализ источников доходов и расходов бюджета города Ставрополя
2.3 Оценка исполнения бюджета города Ставрополя
2.4 Проблемы и перспективы формирования финансовой устойчивости местного бюджета города Ставрополя
Заключение
Литература
Местное самоуправление является одной
из основ конституционного строя
Российской Федерации. В качестве власти,
наиболее приближенной к населению,
местное самоуправление обеспечивает
защиту тех интересов граждан, которые
основаны на совместном их проживании
на определенной территории, на неизбежном
взаимодействии жителей этой территории.
В то же время местное самоуправление
признается и гарантируется государством
как форма самоорганизации
1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов и расходов
Местное самоуправление -- обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением бюджетов [16;38].
Финансовой базой местных
Местные бюджеты -- один из главных
каналов доведения до населения
конечных результатов производства.
Через них общественные фонды
потребления распределяются между
отдельными группами населения. Из этих
бюджетов в известной мере финансируется
и развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь местной
и пищевой промышленности, коммунального
хозяйства, объем продукции и
услуги которых также являются важным
компонентом обеспечения
Местный бюджет (англ. regional budget) - в
бюджетном законодательстве РФ форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Бюджет муниципального образования
- в РФ - форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
При этом местный бюджет может быть дефицитным или профицитным.
Дефицит местного бюджета - превышение расходов бюджета развития над его доходами, выраженное в абсолютных и относительных величинах.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей (таблица 1).
Таблица 1 - Бюджет муниципального образования
Доходная часть |
Расходная часть |
|
I. Собственные доходы: |
I. Покрытие текущих расходов: |
|
1. Местные налоги и сборы |
1. Расходы на содержание
и ремонт жилищно- |
|
2. Отчисления от федеральных
и региональных налогов и |
2. Расходы на муниципальное здравоохранение |
|
3. Доходы от операции с ценными бумагами |
3. Расходы на муниципальное образование, культуру |
|
4. Доходы от приватизации, аренды |
4. Расходы на социальную поддержку населения |
|
5. Штрафы |
5. Расходы на содержание муниципальный транспорта |
|
6. Заемные средства |
6. Иные расходы |
|
7. Иные доходы |
II. Расходы на развитие |
|
II. Иные финансовые средства: |
7. вложения в социально- |
|
8. Регулирующие доходы |
8. Инвестиционная деятельность |
|
9. Дотации |
||
10.Субвенции |
||
11. Субсидии |
||
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты [36;9].
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся [26;48]:
1) доходы от приватизации и
реализации муниципального
2) доходы от сдачи в аренду
муниципального имущества,
3) платежи за пользование
4) доходы от проведения
5) штрафы, подлежащие перечислению
в местные бюджеты в
6) государственная пошлина,
7) не менее 50 процентов налога
на имущество предприятий (
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
К указанным доходам относятся:
1) часть подоходного налога с
физических лиц в пределах
не менее 50 процентов в среднем
по субъекту Российской
2) часть налога на прибыль
организаций в пределах не
менее 5 процентов в среднем
по субъекту Российской
3) часть налога на добавленную
стоимость по товарам
4) часть акцизов на спирт,
водку и ликероводочные
5) часть акцизов на остальные
виды подакцизных товаров (за
исключением акцизов на
Расходная часть местных бюджетов включает:
1) расходы, связанные с решением
вопросов местного значения, установленные
законодательством Российской
2) расходы, связанные с
3) расходы, связанные с
4) расходы, связанные с
5) ассигнования на страхование
муниципальных служащих, объектов
муниципальной собственности,
6) иные расходы, предусмотренные
уставом муниципального
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, местный бюджет отображает в денежном выражении план действий органов местного самоуправления на определенный период, как правило, на год. Каждое муниципальное образование имеет собственное право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Р.Ф.
1.3 Процесс формирования и исполнения местного бюджета
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования [4].
Органы государственной власти гарантируют:
1) право представительных
2) право представительных
3) компенсацию увеличения
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Для оптимизации исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджетов муниципальных образований бюджеты должны соответствовать следующим принципам [10].
- Принцип единства бюджета
- Принцип достоверности бюджета
предусматривает надежность
- Принцип самостоятельности
- Пpинцип сбалансированности
- Принцип гласности означает
информирование населения о
- Принцип последовательности
Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
в процессе осуществления бюджетного
регулирования и органы местного
самоуправления в процессе формирования
местных бюджетов руководствуются
государственными минимальными социальными
стандартами, социальными нормами,
нормативами минимальной
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
Представительные органы местного самоуправления вправе:
1) устанавливать местные налоги
и сборы и предоставлять
2) в соответствии с
2. Органы местного
3. Население муниципального