Расходы бюджета субъекта РФ на физическую культуру и спорт
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа
Описание работы
Данная курсовая работы состоит из введения, трех глав и заключения. Задачи: 1. Изучить необходимость и социальную роль расходов бюджета на развитие физической культуры и спорта. 2. Проанализировать структуру расходов бюджетов бюджетной системы РФ на физическую культуру и спорт. 3. Выявить перспективы развития бюджетного финансирования физической культуры и спорта в России. 1. Необходимость и социальная роль расходов бюджета на развитие физической культуры и спорта
Представленные данные свидетельствуют
о более высокой роли бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов в финансировании
физической культуры и спорта. При этом
обращает внимание тот факт, что бюджеты
субъектов РФ исполнены в среднем на 98%
от запланированных объемов. Недофинансирование
по отрасли составляет 337,6 млн. руб., что
сравнимо, например, с половиной финансирования
из федерального бюджета высших учебных
заведений физической культуры и спорта
и существенно для хронически дефицитных
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В целях реализации федеральной
целевой программы "Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006-2015 годы" предусмотрены бюджетные
инвестиции в объекты государственной
собственности федеральными государственными
учреждениями в связи с организацией и
проведением XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 года в 2012 году в сумме 203,7
млн. рублей.
Бюджетные инвестиции, не включенные
в федеральные целевые программы составляют
1 000,0 млн.рублей на 2012 год, в том числе:
проектно-изыскательские работы
по объектам для проведения чемпионата
мира по футболу 2018 года в Российской Федерации
в сумме 1 000,0 млн. рублей на 2012 год (по данному
мероприятию бюджетные ассигнования в
2011 году предусмотрены не были).
В составе ассигнований по подразделу
предусмотрены межбюджетные трансферты
в 2012-2014 годах - 360,0 млн. рублей ежегодно,
в том числе:
оказание адресной финансовой
поддержки спортивным организациям, осуществляемым
подготовку спортивного резерва для сборных
команд Российской Федерации в 2012-2014 годах
в сумме 360,0 млн. рублей ежегодно, что соответствует
уровню 2011 года.
Предусматривается предоставление
субсидий федеральным бюджетным, автономным
учреждениям и иным некоммерческим организациям
в 2012 году в сумме 13 161,8 млн. рублей, в 2013
году - 10 780,7 млн. рублей, в 2014 году - 11 409,9
млн. рублей.[4]
В составе расходов федерального
бюджета по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования на выполнение
функций государственными органами, казенными
учреждениями в 2012 году в сумме 478,6 млн.
рублей, в 2013 году – 517,8 млн. рублей, в 2014
году – 530,5 млн. рублей, в том числе на финансовое
обеспечение руководства и управления
в сфере установленных функций Министерства
спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации.
2. Анализ состава и структуры
расходов бюджетов бюджетной системы
РФ на физическую культуру и
спорт
Большое внимание уделяется
в Татарстане развитию детско-юношеского
спорта. В настоящее время в 158 детско-юношеских
спортивных школах и школах олимпийского
резерва занимаются более 98 тысяч детей
по 67 видам спорта. Это порядка 25% от общего
числа детей школьного возраста. Более
того, республика ставит перед собой цель
довести эту цифру до 50%. Правительство
реализует различные поощрительные программы. В частности, в 2010 году
при поддержке президента РТ Рустама Минниханова все
муниципальные районы получили микроавтобусы
Fiat Ducato для спортивных школ. А вот финансирование
на спортивный инвентарь немного сократилось.
Если в 2010 году на эти нужды было выделено
86 млн. рублей, то в 2011 году – лишь 78 млн.
рублей.
Главная же проблема,
которая регулярно поднимается на всех
спортивных форумах и совещаниях, это
нехватка специалистов. Сегодня по Татарстану
в спортивных школах работает более 3000
тренеров-преподавателей. Их среднемесячная
зарплата составляет 12 000 рублей, а в сельской
местности – 7 000 – 8 000 рублей. По данным
Минспорта РТ, сегодня Казани нужны 44 тренера-преподавателя,
а республике в целом – около 100.
Для Татарстана 26 видов
спорта определены как опорные. По этим
видам спорта будет осуществляться подготовка
спортсменов в Центре спортивной подготовки
сборных команд РТ на базе Центрального
спортивного клуба.
Сейчас на контракте
с республикой находится 150 спортсменов,
которые получают стипендии. Чемпионы
России получают надбавку к стипендии
20 000 рублей, а чемпионы Европы – 60 000 рублей.
Надежная нормативная правовая
основа физической культуры и спорта обеспечивает
создание широких возможностей для их
системного развития, привлечения населения
к систематическим занятиям физической
культурой и спортом. В республике действует
новый Закон №99-ЗРТ от 08.10.2008 «О физической
культуре и спорте». Правительством Татарстана
принимаются нормативные правовые акты,
обеспечивающие последовательное развитие
физической культуры и спорта, позволяющие
организовать физкультурно-массовую работу
со всеми категориями населения. Существенным
импульсом для развития детско-юношеского
спорта в республике стало принятие постановлений
Кабинета Министров республики «О мерах
по улучшению спортивно-оздоровительной
работы среди детей, подростков и молодежи
в Республике Татарстан», «О развитии
детско-юношеского спорта и формировании
соответствующей эффективной инфраструктуры».
В целях оказания государственной поддержки
спортсменам высокого класса принято
постановление Правительства Татарстана
«О мерах по совершенствованию работы
со спортсменами - членами сборных команд
Республики Татарстан и подготовке их
к всероссийским и международным соревнованиям»
(в редакции от 08.09.2008).
В Татарстане идет активный
процесс создания современных и доступных
условий для занятий физической культурой
и спортом. Интенсивными темпами вводятся
в строй современные спортивные сооружения,
общее количество которых достигло 8506.
Среди них крупнейшие в России и Европе:
«Баскет-Холл», «ТатнефтьАрена», центр
хоккея на траве, международный конно-спортивный
комплекс «Казань» и др. По проекту партии
«Единая Россия» введен первый спортивный
комплекс «Олимп» при Казанском государственном
техническом университете им. А.Н. Туполева
для создания современных условий развития
студенческого спорта. На сегодняшний
день только количество крытых катков
с искусственным льдом достигло 28. это
самый высокий показатель в Российской
Федерации.
В настоящее время в стадии
проектирования и строительства находится
более 50 объектов. Среди них такие объекты
международного уровня, как футбольный
стадион, Дворец единоборств, Казанская
академия тенниса, Дворец водных видов
спорта, Дворец шахмат, центры гребного
спорта, волейбола и гимнастики, комплекс
стендовой стрельбы.
Это результат вложений бюджетных
средств, инвестиций и активного привлечения
федеральных источников, в том числе по
Федеральной целевой программе «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 годы», социальному
проекту Всероссийской партии «Единая
Россия» по строительству быстровозводимых
спортивных комплексов. Только в 2007 году
на строительство спортивных объектов
привлечено 585 млн. рублей из федерального
бюджета.
До 2015 года каждое муниципальное
образование республики получит универсальный
современный спортивный зал, крытый каток
с искусственным льдом, стадион с футбольным
полем и современными легкоатлетическими
дорожками, плавательный бассейн.
Расходы общепрограммного характера
по программе "Развитие физической
культуры и спорта в республике Татарстан
на 2006-2015 годы"
Государственные заказчики
Министерство образования и науки республики
Татарстан
Министерство спорта, туризма и молодежной
политики 1
Таблица 1.
Бюджетные назначения
на год
Наименование
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Весь период
Бюджетные назначения по направлению
"капитальные вложения", (млн рублей)
10344,3
10109,7289
11810,6121
12272,6178
10672,0014
10318,8256
65528,1065
Бюджетные назначения по направлению
"НИОКР", (млн рублей)
25,6500
25,0000
20,0000
13,0000
10,0000
10,0000
103,6500
Бюджетные назначения по направлению
"прочие нужды", (млн рублей)
84,1500
99,0000
166,5000
99,0000
99,0000
99,0000
646,6500
Всего бюджетные назначения
по ФЦП, (млн рублей)
10454,1207
10233,7289
11997,1121
12384,6178
10781,0014
10427,8256
66278,4065
Таблица 2.
Предусмотрено текстом ФЦП
(бюджеты субъектов РФ)
Наименование
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Весь период
Предусмотрено бюджетами субъектов
РФ по направлению капитальные вложения
1857,0000
2328,0000
3432,9000
4210,0000
4889,0000
5659,0000
6457,0000
6663,0000
6578,0000
5644,1000
47718,0000
Предусмотрено бюджетами субъектов
РФ по направлению НИОКР
Предусмотрено бюджетами субъектов
РФ по направлению "прочие нужды"
22,0000
22,0000
25,0000
25,0000
25,0000
25,0000
25,0000
25,0000
25,0000
25,0000
244,0000
Всего предусмотрено бюджетами
субъектов РФ
1879,0000
2350,0000
3457,9000
4235,0000
4914,0000
5684,0000
6482,0000
6688,0000
6603,0000
5669,1000
47962,0000
Таблица 3.
Фактическое финансирование
ФЦП по данным федерального казначейства
(данные 2011 года по состоянию на 1.12.2011)
Наименование
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Весь период
Профинансировано по направлению
капитальные вложения (данные федерального
казначейства), (млн рублей)
10344,3200
10109,7287
8640,8363
29094,8850
Профинансировано по направлению
НИОКР (данные федерального казначейства),
(млн рублей)
25,6500
25,0000
9,8500
60,5000
Профинансировано по направлению
прочие нужды (данные федерального казначейства),
(млн рублей)
81,8900
97,1600
72,4631
251,5131
Всего из федерального бюджета
- данные федерального казначейства, (млн
рублей)
10451,8600
10231,8887
8723,1494
29406,8981
3. Перспективы развития бюджетного
финансирования физической культуры и
спорта в России
Несмотря на увеличение бюджетного
финансирования физической культуры и
спорта, а также на незначительный рост
количества людей, активно занимающихся
спортом, направленность и объем государственных
расходов далеки от оптимальных. Так, средняя
сумма израсходованных на физическую
культуру и спорт средств, приходящихся
на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля
(данные 2003 года), в то время как, например,
в Великобритании она составляет около
60 долларов.
Можно сделать вывод, что сегодня
имеется ряд факторов, отрицательно влияющих
на развитие физической культуры и спорта,
и проблем, требующих неотложного решения,
в том числе:
- недостаточное привлечение
населения к регулярным занятиям физической
культурой;
- несоответствие уровня материальной
базы и инфраструктуры физической культуры
и спорта задачам развития массового спорта
в стране, а также ее моральное и физическое
старение;
- недостаточное количество
профессиональных тренерских кадров;
утрата традиций российского
спорта высших достижений;
- отсутствие на государственном
уровне активной пропаганды занятий физической
культурой и спортом как составляющей
части здорового образа жизни, включая
заботу о здоровье будущего поколения.
Решить указанные проблемы
призвана федеральная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
(далее - Программа).
Существующие сегодня механизмы
реализации государственной политики
в области физической культуры и спорта
не дают ожидаемых результатов, несмотря
на относительно возросший в последние
годы объем финансирования и внимание
со стороны государственных органов. Недостаточно
эффективно осуществляется взаимодействие
между федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также
общественными спортивными организациями
в области физической культуры и спорта.2
На государственном уровне
принимались меры, направленные на обеспечение
оптимальных условий для развития физической
культуры и спорта. Имеется ряд законов
и нормативных правовых актов, принятых
на федеральном и региональном уровнях.
К сожалению, их реализация не принесла
должных результатов.
Сегодня, очевидно, что развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации требует комплексного и системного
подхода. В этой связи разработка Программы
является оптимальным решением проблемы
в условиях реформирования бюджетного
процесса, предусматривающего смещение
акцентов с управления расходами на управление
результатами и переход преимущественно
к программно-целевым методам бюджетного
планирования.
Программно-целевой метод решения данной
проблемы позволит за десятилетие (2006 - 2015 годы)
реализовать конкретные проекты. Можно
выделить следующие основные преимущества
решения поставленной проблемы программно-целевым
методом:
комплексный подход к решению проблемы.
Цели, задачи и основные направления реализации
Программы позволяют учесть все аспекты
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации, а направления
финансирования - определить приоритетность
тех или иных мероприятий в рамках Программы;[16]
распределение полномочий и ответственности.