Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и выделить ее основные доходы и расходы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение
Глава I Роль и значение государственного бюджета в экономике
страны в условиях рыночных отношений
1.1Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..……4
1.2 Принципы бюджетной системы ………………………….……………….....8
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения ……………………………….............................................13
Глава II Характеристика отдельных уровней бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет …………………………………………….………..…19
2.2 Местные бюджеты ………………………………………………………..…...24
Глава III Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.1 Основа межбюджетных отношений………………………………………..26
3.2 Исполнение и контроль бюджета в Российской Федерации……….………29
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список используемых источников и литературы ………………………..……

Файлы: 1 файл

передел курсовая.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические лица и физических лиц не предусмотренные законодательством  Российской Федерации финансовые и  иные обязательства по обеспечению  выполнения своих полномочий (ст. 30 БК РФ).

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

1) право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

2) право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев,  предусмотренных БК РФ;

3) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать, в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, налоги и сборы, доходы  от которых подлежат зачислению  в соответствующие бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, в соответствии  с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

5) недопустимость введения  в действие в течение текущего  финансового года органами государственной  власти и органами местного  самоуправления изменений бюджетного  законодательства Российской Федерации  и (или) законодательства о  налогах и сборах, законодательства  о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов  и (или) снижению доходов других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации, без внесения изменений  в законы (решения) о соответствующих  бюджетах, предусматривающих компенсацию  увеличения расходов, снижения доходов;

6) недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии  по расходам бюджетов, полученных  в результате эффективного исполнения  бюджетов, и др. (ст. 31 БК РФ).

Принцип полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

2) средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

3) добровольных взносов,  пожертвований, средств самообложения  граждан;

4) расходов бюджета, осуществляемых  в соответствии с международными  договорами (соглашениями) с участием  Российской Федерации;

5) расходов бюджета, осуществляемых  за пределами территории Российской  Федерации;

6) отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная  с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).

Принцип прозрачности (открытости) означает:

1) обязательное опубликование  в средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений о бюджетах по  решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных  образований;

2) обязательную открытость  для общества и СМИ проектов  бюджетов, внесенных в законодательные  (представительные) органы государственной  власти (представительные органы  муниципальных образований), процедур  рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том  числе по вопросам, вызывающим  разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти (представительного органа  муниципального образования), либо  между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального  образования) и исполнительным  органом государственной власти (местной администрацией);

3) стабильность и (или)  преемственность бюджетной классификации  Российской Федерации, а также  обеспечение сопоставимости показателей  бюджета отчетного, текущего и  очередного финансового года (очередного  финансового года и планового  периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов совершаются в соответствии с едиными принципами и требованиями, определяемыми БК РФ.

Договоры и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

Следует отдельно выделить несколько новых принципов бюджетной  системы.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (ст. 38.1 БК РФ).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, на единые бюджетные счета.

Принцип достоверности  бюджета означает, что должна быть обеспечена надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

                                                                                                                                1.3. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и    проблемы исполнения.

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии законодательством в  распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Смена собственника - второй признак налогов. Посредством налогов  доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при  этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают  только в бюджетный фонд, в котором  обезличиваются. Поэтому налоги - отношения  не целевые. Этим налоги отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды  образовательных учреждений, курортный  сбор.

Важный отличительный  признак налогов - безвозвратность  и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ) 11.

Взносы в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости) не относятся к  налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат  их практического использования) значительно  шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении  чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.

Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых  льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих  субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении  налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся  в распоряжении частного сектора, снижаются  темпы экономического роста.

Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в  цену товара. Но налог будет переложен  только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой  цене (с налогом) требует и более  высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении  качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут  способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных  экономических территорий, или замедлять  их развитие; играть антимонопольную  и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую  Деятельность или заставляют отказаться от нее.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

доходы от реализации государственных  запасов;

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений