Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и выделить ее основные доходы и расходы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение
Глава I Роль и значение государственного бюджета в экономике
страны в условиях рыночных отношений
1.1Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..……4
1.2 Принципы бюджетной системы ………………………….……………….....8
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения ……………………………….............................................13
Глава II Характеристика отдельных уровней бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет …………………………………………….………..…19
2.2 Местные бюджеты ………………………………………………………..…...24
Глава III Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.1 Основа межбюджетных отношений………………………………………..26
3.2 Исполнение и контроль бюджета в Российской Федерации……….………29
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список используемых источников и литературы ………………………..……

Файлы: 1 файл

передел курсовая.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

доходы от продажи земли  и нематериальных активов;

поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

административные платежи  и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической  деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах  федерального бюджета обособленно  учитываются доходы федеральных  целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

В зависимости от механизма  поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие  от юридических лиц и от физических лиц;

В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с  имущества или дохода;

По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость  продукции (работ, услуг);

По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и  т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

Принцип целевого использования  средств;

Целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач  бюджетного финансирования является получение  максимального эффекта при минимальных  затратах, что требует экономности  и эффективности использования  средств. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель  должен ориентироваться на собственные  средства или искать дополнительные источники финансирования.   ( http://topref.ru/    ) 

                                                                                                                                                                                                                                                                              Глава II Характеристика отдельных уровней бюджетной системы.  

2.1 Федеральный бюджет.

 

              Федеральный бюджет РФ — это  ведущее звено бюджетной системы  Российской Федерации, в котором  объединены основные финансовые  категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы).

 Бюджетный процесс

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной  финансовый год не позднее 26 августа. Федеральный бюджет разрабатывается  в соответствии с положениями  ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

 

Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях (внесены  изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры  бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет  права увеличивать доходы и дефицит  федерального бюджета, если на эти изменения  отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить  проект бюджета; в этом случае формируется  согласительная комиссия совместно  с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета  Госдумой он утверждается Советом Федерации  и подписывается Президентом  РФ.

 

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам  удавалось существенно увеличить  некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние  годы бюджет принимается в том  виде, в каком он был внесён правительством.

 

Параметры федерального бюджета

 

 Расходы на оборону  и безопасность в федеральном  бюджете в последние годы возрастают  опережающими темпами (млрд. руб.)

 

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом  полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины  на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми  доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей  массе поступлений).

 

В расходах за последние 5 лет  наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием  собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный  центр и в связи с перечислением  средств в Пенсионный фонд РФ для  покрытия его дефицита), а также  траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

 

Федеральный бюджет на 2005 был  принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

 

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам —  в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким  образом, профицит федерального бюджета  на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

 

19 декабря 2006 г. Президент  РФ подписал Федеральный закон  от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

 

23 ноября 2007 г. был принят  Федеральный закон 267-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2007 год», который значительно  скорректировал доходы и расходы  бюджета 2007 года. Расходы увеличивались  до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

 

В 2007 году был впервые  сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был  подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

 

В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

2008

Доходы — 6644,4 млрд руб.

Расходы — 6570,3 млрд руб.

2009

Доходы — 7465,4 млрд руб.

Расходы — 7451,2 млрд руб.

2010

Доходы — 8090,0 млрд руб.

Расходы — 8090,0 млрд руб.

 

3 марта 2008 года был  принят Федеральный закон №  19-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"», изменяющий  в сторону увеличения доходы  и расходы бюджета:

 

2008

Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

2009

Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

2010

Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

 

24 ноября 2008 года был принят  Федеральный закон № 204-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры  бюджетов на следующие три  года:

2009

Доходы — 10 927,1 млрд руб. (рост на 25,5% по сравнению с последними плановыми цифрами, установленными в марте 2008 года)

Расходы — 9 024,7 млрд руб. (рост на 7%)

2010

Доходы — 11 733,6 млрд руб. (рост на 24,7%)

Расходы — 10 320,3 млрд руб. (рост на 14,2%)

2011

Доходы — 12 839,0 млрд руб.

Расходы — 11 317,7 млрд руб.                                                         (http://dic.academic.ru/)                                                                         

2.2.Местные бюджеты                                                   

      Понятие  местных бюджетов. Местное самоуправление  — обязательный  компонент   демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением  через  свободно избранные им представительные органы. Для  выполнения  функций,  возложенных на  местные  представительные  и  исполнительные  органы,   они   наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

      Финансовой  базой местных органов власти  являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим  органам,  дают  им  возможность составлять,   рассматривать,   утверждать   и   исполнять   свои    бюджеты, распоряжаться переданными в их  ведение  предприятиями  и  получать  от  них доходы.

      Местные  бюджеты — один из  главных   каналов  доведения  до  населения

 конечных результатов  производства. Через них общественные  фонды потребления распределяются между отдельными группами  населения.  Из  этих  бюджетов  в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы,  в первую очередь местной и пищевой промышленности,  коммунального хозяйства, объем продукции и услуги  которых также являются  важным   компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

      Местный   бюджет  —  это  централизованный  фонд  финансовых   ресурсов

отдельного   муниципального   образования,   формирование,   утверждение   и

исполнение, а также контроль за исполнением которой  осуществляются  органом местного самоуправления самостоятельно.

 

       Функции  местных бюджетов

 

      Экономическая  сущность местных бюджетов проявляется  в  их  назначении.

Они выполняют следующие  функции:

           • формирование денежных фондов, являющихся финансовым

     обеспечением  деятельности местных органов  власти;

           • распределение и использование  этих фондов между отраслями

     народного  хозяйства;

           • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,

     организаций  и учреждений, подведомственных  этим органам власти.

      Важное   значение    имеют    местные    бюджеты    в    осуществлении

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений