Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и выделить ее основные доходы и расходы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
Введение
Глава I Роль и значение государственного бюджета в экономике
страны в условиях рыночных отношений
1.1Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..……4
1.2 Принципы бюджетной системы ………………………….……………….....8
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения ……………………………….............................................13
Глава II Характеристика отдельных уровней бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет …………………………………………….………..…19
2.2 Местные бюджеты ………………………………………………………..…...24
Глава III Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.1 Основа межбюджетных отношений………………………………………..26
3.2 Исполнение и контроль бюджета в Российской Федерации……….………29
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список используемых источников и литературы ………………………..……
общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе
распределения
звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем
закрепления доходных источников на долговременной \ основе федеральным
законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного
бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ
передают органам местного самоуправления другие доходные источники
федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в
расчет не принимаются. ( http://www.ref.by/re )
Глава III Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.1 Основа межбюджетных
отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 - 2015 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
- финансовое обеспечение
перераспределения полномочий
- обеспечение
- укрупнение межбюджетных
трансфертов в рамках ключевых
направлений государственной
- повышение предсказуемости
распределения межбюджетных
Оценка исполнения консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
на 2012 - 2015 годы, сформированная на основе
сценарных условий
Расходы бюджета в 2009году- 9,625 трлн.руб.
Наименование показателя |
Исполнено |
|
Доходы федерального бюджета
- всего |
7 337 750 521 633,87 |
100 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
7 330 176 061 609,42 |
99,89677 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
195 419 818 388,16 |
2,663212 |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ |
509 774 742 373,87 |
6,947289 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 258 318 876 201,19 |
17,14856 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
893 186 022 450,94 |
12,17248 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1 006 261 320 273,83 |
13,71349 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
32 681 076 899,33 |
0,445383 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
857 099 925,50 |
0,011681 |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
2 683 298 520 119,87 |
36,56841 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
421 339 620 171,40 |
5,742082 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
63 480 318 344,95 |
0,86512 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
109 888 456 763,28 |
1,497577 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
6 959 886 833,54 |
0,09485 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
5 446 499 222,88 |
0,074226 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
8 906 250 807,90 |
0,121376 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
21 462 178 121,75 |
0,29249 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
112 895 374 711,03 |
1,538556 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
6 206 097 458,45 |
0,084578 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
5 795 707 458,45 |
0,078985 |
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1 368 362 566,00 |
0,018648 |
ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЛОТЕРЕЙ |
1 368 362 566,00 |
0,018648 |
Расходы:
Итого- 15,847 трлн
1) Общегосударственные расходы 1 290 558,488 8,14%
2) Национальная оборона 1191189,771 - 7,52%
3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1245918,7 -7,86%
4) Национальная экономика
5) ЖКХ
6) Охрана окружающей среды
7) Образование
8) Культура, КИНЕМАТОГРАФ, смИ
9) Здравоохранении, спорт
10) Социальная политика
11) Межбюджетные трансферты
Доходы ( стр.020 + стр.030 + стр.040 +стр.050 + стр.060 +стр.080 + стр.090 + стр.100 + стр.110) |
11 569 823 360 383,71 |
100 |
Налоговые доходы |
3 986 830 355 412,96 |
34,46 |
Доходы от собственности |
537 172 630 410,38 |
4,64 |
Доходы от оказания платных услуг |
79 289 548 938,75 |
0,69 |
Суммы принудительного изъятия |
135 308 632 361,14 |
1,17 |
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов, в том числе: |
18 513 790 611,54 |
0,16 |
поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
18 509 605 243,54 |
0,16 |
перечисления наднациональных
организаций и правительств |
4 185 368,00 |
0,00 |
перечисления международных финансовых организаций |
0,00 | |
Взносы на социальные нужды |
0,00 | |
Доходы от операций с активами, в том числе: |
6 570 867 788,97 |
0,06 |
доходы от переоценки активов |
390 692 952 388,00 |
3,38 |
доходы от реализации активов |
47 917 358 838,23 |
0,41 |
чрезвычайные доходы от операций с активами |
-432 039 443 437,26 |
-3,73 |
Прочие доходы |
6 806 137 534 859,97 |
58,83 |
Доходы будущих периодов |
0,00 | |
Расходы (стр.160 + стр.170 + стр.190 + стр.210 + стр.230 + стр.240 +стр.260 + стр.280) |
9 625 199 063 633,96 |
|
Оплата труда и начисления на оплату труда, в том числе: |
1 711 407 772 155,85 |
17,78 |
заработная плата |
1 506 820 986 647,03 |
15,65 |
прочие выплаты |
48 560 064 222,31 |
0,50 |
начисления на выплат по оплате труда |
156 026 721 286,51 |
1,62 |
Приобретение работ, услуг, в том числе: |
888 125 114 978,59 |
9,23 |
услуги связи |
32 827 747 521,66 |
0,34 |
транспортные услуги |
61 597 594 888,26 |
0,64 |
коммунальные услуги |
95 273 079 764,21 |
0,99 |
арендная плата за пользование имуществом |
16 882 594 705,99 |
0,18 |
работы, услуги по содержанию имущества |
298 008 031 856,52 |
3,10 |
прочие работы,услуги |
383 536 066 241,95 |
3,98 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга, в том числе: |
177 129 825 498,64 |
1,84 |
обслуживание внутреннего долга |
89 997 492 552,46 |
0,94 |
обслуживание внешнего долга |
87 132 332 946,18 |
0,91 |
Безвозмездные перечисления организациям, в том числе: |
1 479 466 505 286,32 |
15,37 |
безвозмездные перечисления
государственным и |
269 187 705 476,28 |
2,80 |
безвозмездные перечисления
организациям, за исключением |
1 210 278 799 810,04 |
12,57 |
Безвозмездные перечисления бюджетам, в том числе: |
3 686 098 218 545,65 |
38,30 |
перечисления другим
бюджетам бюджетной системы |
3 644 622 941 048,99 |
37,87 |
перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств |
18 180 551 156,57 |
0,19 |
перечисления международным организациям |
23 294 726 340,09 |
0,24 |
Социальное обеспечение, в том числе: |
334 361 091 199,64 |
3,47 |
пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения |
2 281 944,64 |
0,00 |
пособия по социальной помощи населению |
100 132 572 552,32 |
1,04 |
пенсии, пособия, выплачиваемые
организациями сектора |
234 226 236 702,68 |
2,43 |
Расходы по операциям с активами, в том числе: |
1 176 193 301 820,23 |
12,22 |
амортизация основных
средств и нематериальных |
854 043 344 629,67 |
8,87 |
расходование материальных запасов |
307 091 270 504,84 |
3,19 |
чрезвычайные расходы по операциям с активами |
15 058 686 685,72 |
0,16 |
Прочие расходы |
172 417 234 149,04 |
1,79 |
3.2Исполнение и контроль
Исполнение бюджета —
стадия бюджетного процесса, на которой
осуществляется совокупность процедур,
обеспечивающих полное и своевременное
поступление доходов и
Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы - либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.
В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ в Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925—1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.
Кассовое исполнение бюджета
является частью исполнения бюджета
и представляет собой совокупность
процедур, обеспечивающих прием доходов,
распределение и зачисление их на
счета соответствующих
Заключение.
Бюджетной системой государства является совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство страны определяется её государственным устройством.
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет, подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Принципами построения бюджетной системы являются следующие:
1) принцип обязательного облечения бюджета в форму правового акта, принимаемого представительным органом власти;