Роль казначейства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в реализации бюджетной политики России определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · рассмотреть этапы становления деятельности Федерального казначейства; · исследовать сущность и функции Федерального казначейства;
· рассмотреть организационно - правовые основы казначейской системы исполнения бюджета; · выявить роль Федерального казначейства в системе финансовых органов России; · проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, 2004 г. стал годом серьезнейших изменений  в принципах организации бюджетного процесса. Эти изменения явились  результатом накопленного опыта, но было положено лишь начало преобразований в бюджетной сфере.

8 декабря 2012 года казначейская система России отметила  свой юбилей. 20 лет назад Президент России подписал Указ № 1556 «О Федеральном казначействе». Каждый год из этого двадцатилетия был наполнен упорным, кропотливым трудом по обеспечению перевода федерального бюджета на казначейское обслуживание, обеспечению сохранности и управляемости государственных финансов. Сегодня с удовлетворением можно сказать, что задача перевода бюджетных потоков под казначейский контроль выполнена. Интересы казны России под надежной защитой.

Таким образом, казначейство – это специальный  государственный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую с состав Министерства финансов РФ.

 

1.2 Бюджетное  устройство современной России

 

Бюджетное устройство - организация  бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное  устройство включает: структуру бюджетной  системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:

1) принцип единства  бюджетной системы - единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации,  органами   государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности  бюджетов - а) право законодательных  (представительных) органов   государственной    власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип   сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности  использования бюджетных средств  - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы  и  получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного     бюджетом     объема средств;

7) принцип гласности  - обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации   о   ходе  исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации  процедур   рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в  т. ч.   по   вопросам, вызывающим  разногласия  либо внутри законодательного органа государственной  власти,    либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип         достоверности бюджета - надежность показателей   прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности  и целевого     характера      бюджетных средств -  бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК (Бюджетного кодекса) РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:

- федеральный  бюджет;

- бюджеты субъектов  Российской Федерации: республиканские  бюджеты республик РФ, областные  бюджеты областей, краевые бюджеты  краев, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- местные бюджеты:  районные бюджеты, городские бюджеты,  поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной  системы, включая в бюджетную  систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система  Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень  - бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень  - местные бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если БК РФ предусматривается регулирование  определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что консолидированные бюджеты как свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего субъекта бюджетного права используются только для расчетов и аналитической работы.

В ст. 17 БК РФ целевой  бюджетный фонд определяется как  фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Следовательно, под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы  и принципы ее построения, характеристика которых была дана в данном разделе.

 

1.3 Экономическое  содержание системы расходов  бюджета

 

Расходы бюджета - представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В Российской Федерации  используется единая бюджетная классификация  Российской Федерации, утвержденная Федеральным  законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О  бюджетной классификации РФ" и  Законом РФ от 8 августа 2001 г. "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" № 127-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация  включает в свой состав:

1. Классификацию  доходов бюджетов Российской  Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации.

4. Ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета.

5. Классификацию  источников внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета.

7. Классификацию  видов государственных внутренних  долгов Российской Федерации  субъектов Российской Федерации,  унитарных образований.

8. Классификацию  видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных  средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем  функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

Информация о работе Роль казначейства