Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в реализации бюджетной политики России определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · рассмотреть этапы становления деятельности Федерального казначейства; · исследовать сущность и функции Федерального казначейства;
· рассмотреть организационно - правовые основы казначейской системы исполнения бюджета; · выявить роль Федерального казначейства в системе финансовых органов России; · проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.
* государственное
управление и местное
* судебная власть;
* международная деятельность;
* национальная оборона;
* правоохранительная
деятельность и обеспечение
* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
* промышленность, энергетика и строительство;
* сельское хозяйство и рыболовство;
* охрана окружающей
природной среды и природных
ресурсов, гидрометеорология,
* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
* развитие рыночной инфраструктуры;
* жилищно-коммунальное хозяйство;
* предупреждение
и ликвидация последствий
* образование;
* культура, искусство и кинематография;
* средства массовой информации;
* здравоохранение и физическая культура;
* социальная политика;
* обслуживание государственного долга;
* пополнение
государственных запасов и
* финансовая
помощь бюджетам других
* утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
* мобилизационная подготовка экономики;
* исследование и использование космического пространства;
* прочие расходы;
* целевые бюджетные фонды.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:
1)текущие расходы;
2)капитальные расходы;
3) капитальный ремонт;
4) приобретение земли;
5) предоставление кредитов.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
* обеспечение
деятельности Президента
* функционирование федеральной судебной системы;
* осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
* национальная
оборона и обеспечение
* фундаментальные
исследования и содействие
* государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики;
* ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
* исследование и использование космического пространства;
* содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
* формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
* компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
* пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
* проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
* федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
* обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другое уровни власти;
* финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
* официальный статистический учет и т.д.
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы [1,2].
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
* государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
* обеспечение
* обеспечение противопожарной безопасности;
* научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
* обеспечение социальной защиты населения;
* обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и
* обеспечение предупреждения
и ликвидации последствий
* развитие рыночной
* обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
* обеспечение деятельности
избирательных комиссий
* обеспечение деятельности средств массовой информации;
* финансовая помощь другим бюджетам;
* прочие расходы, находящиеся
в совместном ведении
Спецификой федерального бюджета является финансирование общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий [9, (28 – 29)].
Наибольший объем средств расходов федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование - примерно 50%, на социальную политику - около 50%, культуру и искусство более-20%.
Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство - свыше 30%.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.
Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
* содержание органов местного самоуправления;
* формирование муниципальной собственности и управление ею;
* организация, содержание
и развитие учреждений
* содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
* организация, содержание
и развитие муниципального
* муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
* благоустройство и озеленение
территорий муниципальных
* организация утилизации
и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных)
* содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
* организация транспортного
обслуживания населения и
* обеспечение противопожарной безопасности;
* охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
* реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправлений;
* обслуживание и погашение муниципального долга;
* целевое дотирование населения;
* содержание муниципальных архивов;
* проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
Таким образом, расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
На величину и структуру
расходов бюджетов оказывают влияние:
объем валового внутреннего продукта
как основного источника
2 Казначейская
система исполнения
2.1 Организация
работы Федерального
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральное казначейство
в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Росс