Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бюджету"
Налоговый гнет (налоговое бремя) — это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). В России в последние пять лет это отношение находится в пределах 30-34%. Другой показатель — «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет (в России оценивается как 40-45%).
Соотношение прямых
и косвенных налогов — это
показатель, который также отличает
налоговую систему одной страны
от другой. Структура налоговых
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12 : 1, в России — примерно 2:1.
налоговой системы нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.). В меньшей степени применяется прогрессивное (налог на имущество физических лиц) и регрессивное (единый социальный налог) налогообложение.
Налоговая система государства описывается также с учетом политико-правовых характеристик. Эти характеристики отражают: 1) пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; 2) роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; 3) степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
Технические решения
по реализации этих факторов охватывают
три формы взаимоотношений
* разные налоги
— эта форма подразумевает
полное и неполное раз-.
деление прав и
* разные ставки — означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а территориальные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в бюджет конкретной территории;
* разные доходы
— для этой формы характерна
ограниченность действий
Обычно на практике используются комбинации всех трех форм. Налоговая система Российской Федерации находится в процессе реформирования, т. е. преобразования, исходя из направлений государственной политики:
1) достижения
стабильности и определенности
налоговой системы. Основными
способами реализации этого
2) фискального
стимулирования. Предусматривает следующие
основные меры: введение рыночного
механизма налогообложения
30. Система налоговых органов РФ
Система налоговых органов Российской Федерации состоит из трех уровней.
Во главе системы налоговых органов стоит Федеральная налоговая служба РФ (ФНС), которая до сентября 2004 г. ФНС называлось Министерством РФ по налогам и сборам.
Федеральной налоговой службе подчиняются региональные управления ФНС (УФНС) и межрегиональные инспекции ФНС (межрегиональные ИФНС). Региональных управлений 89 - как и регионов в нашей стране. Эти управления располагаются в столицах регионов и отвечают за сбор налогов в них. В числе межрегиональных семь инспекций, курирующих семь федеральных округов: Центральный; Северо-Западный; Южный Приволжский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный. Они контролируют работу региональных управлений, но напрямую ими не руководят.
Имеются еще три межрегиональные специализированные инспекции: по контролю налогообложения малого бизнеса и сферы услуг; по контролю за алкогольной и табачной продукцией; по контролю за проблемными налогоплательщиками. Они расположены в Москве, а их указания в пределах компетенции обязательны для региональных УФНС.
Региональным управлениям подчиняются территориальные инспекции МПС (территориальные ИФНС). Это те инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками. Они есть практически во всех городах и районах.
Существуют специализированные межрайонные инспекции. Они контролируют какой-то один вид налогоплательщиков.
К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФР); Фонд социального страхования РФ (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
В эти фонды поступают единый социальный налог и взносы, за счет которых ПФР выплачивает пенсии, ФСС - пособия, а ФФОМС и ТФОМС финансируют медицинские учреждения. Они непосредственно не контролируют уплату единого социального налога, но все организации и индивидуальные предприниматели должны зарегистрироваться в территориальных отделениях этих фондов.
Таможенные органы во главе с Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) контролируют уплату налогов, взимаемых на таможне при ввозе или вывозе товаров: НДС, акцизов и таможенных пошлин.
Милиция может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов (см. ст.ст. 198 и 199 УК РФ). Для этой цели в милиции создано специальное подразделение - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Кроме того, милиционеры могут составлять протоколы и расследовать административные правонарушения фирм и предпринимателей. Но самостоятельно проводить налоговые проверки милиция не вправе, хотя может участвовать в проверке по запросу налоговой инспекции.
Налогоплательщики и контролирующие их органы в своих действиях по уплате налогов должны руководствоваться: федеральными, региональными и местными законами о налогах; подзаконными актами; решениями судов; международными договорами о налогах, заключенными нашей страной.
Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу.
Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный - ПК РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы. Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты - региональным и местным законам. Но признать один документ противоречащим другому может только суд. Если Налоговому кодексу противоречит другой федеральный закон, применять нужно Налоговый кодекс.
По форме взимания налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщика, и косвенные. Объектом обложения в этом случае выступают товары в услуги, а затем налег опосредованно перекладывается на покупателя-потребителя. Продавец товара в этом случае выступает сборщиком налога.
31. Бюджетный дефицит, профицит и дефицит бюджета
В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.
Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами - дефицитом бюджета.
Для покрытия дефицита государство использует в основном два способа: денежную эмиссию, а также внутренние и внешние заимствования. Первый способ приводит к существенному развитию инфляционных процессов. По этой причине государство для разрешения проблемы финансового дефицита обычно использует второй способ, т.е. прибегает к заимствованиям.
Размер бюджетного дефицита не должен переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, сопровождаться сокращением социальных программ.
Различают два вида профицита (дефицита):
Для регулирования дефицита бюджета Бюджетным кодексом РФ введены следующие ограничения:
• в случае принятия дефицитного бюджета на очередной финансовый год соответствующим законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита;
32. Государственные заимствования РФ
Государственные внешние заимствования РФ - это кредиты и займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации, муниципальные заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекту РФ или муниципальному образованию как заемщику или гаранту погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
33. Виды и формы государственных займов
Государственный долг - это по существу сумма задолженностей государства по размешенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает внутренним или внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние - в рублях. Займы, которые правительство РФ берет у ЦБ РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 98 БК РФ) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
34. Принципы заемной и долговой политики
В процессе проведения заемной и долговой политики Российская Федерация должна опираться на следующие принципы: Общие принципы: