Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бюджету"
Обособленное место в этой системе занимает орган денежно-кредитного регулирования - Центральный банк (Банк России), на него возлагается осуществление денежно-кредитной политики.
Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Главный распорядитель бюджетных средств — первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные средства между распорядителями и получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) - это бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании решения соответствующего органа либо договора.
41. Организация бюджетного процесса, его этапы
Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие этапы:
42. Бюджетное планирование
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод.
43. Составление проектов бюджета, порядок составления
Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.
Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Основой при составлении проектов бюджетов служат:
Бюджетное послание Президента РФ;
прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период;
основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период;
прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период;
план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.
Первый этап формирования бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год и плановый период, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.
До 1 апреля Правительство РФ:
рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств;
утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения бюджета «действующих» обязательств но субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;
определяет приоритетные направления использования средств бюджета «принимаемых» обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период;
формирует поручения по подготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ.
В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют в Правительство РФ, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФ первую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности (отчет о результатах деятельности, цели и задачи деятельности на среднесрочную перспективу, прогноз основных параметров, характеризующих их достижение).
До 1 мая Правительство РФ:
утверждает основные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономического развития, первой части докладов субъектов бюджетного планирования);
рассматривает и вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходные обязательства Российской Федерации;
при необходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) и перспективного финансового плана.
В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют вторую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности, содержащую обоснования проектов новых и (или) обновляемых (при существенном изменении структуры или объема расходов) бюджетных программ в пределах ограничений, установленных бюджетом «принимаемых» обязательств и критериями распределения его средств.
До 1 июня Правительство РФ рассматривает и утверждает:
основные направления денежно-кредитной политики;
перспективный финансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;
новые федеральные целевые программы;
уточненный объем бюджета «действующих» обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;
основные показатели распределения бюджета «принимаемых» обязательств между субъектами бюджетного планирования па предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных программ, представленных во второй части докладов субъектов бюджетного планирования).
До 10 июня Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств на очередной финансовый год и последующие 2 года.
До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов РФ:
распределение средств бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств на очередной финансовый год по целевым бюджетным программам и статьям бюджетной классификации;
уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (в том числе дополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличению финансирования действующих целевых бюджетных программ).
В эти же сроки Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде. Указанные федеральные законы, принятые после 1 июля, должны вступать в силу за пределами планируемого финансового года.
До 1 августа Министерство финансов РФ уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых Государственной Думой федеральных законов, а также результатов оценки докладов субъектов бюджетного планирования, эффективности действующих и предлагаемых к финансированию бюджетных программ.
До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.
В целях упорядочения процесса составления проекта федерального бюджета и в соответствии с проводимой административной реформой вводится понятие «субъекты бюджетного планирования», под которыми понимаются федеральные министерства, имеющие право в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» вносить в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, федеральные органы законодательной и судебной власти, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Исключительно в целях бюджетного планирования субъекты бюджетного планирования вносят предложения по формированию бюджетных проектировок по отдельным наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры, средств массовой информации.
На стадии составления проектов бюджетов большое значение приобретает оценка экономической эффективности государственных расходов.
Задача повышения экономической эффективности государственных расходов на современном этапе становления бюджетного процесса - это одна из наиболее сложных и важных проблем. Ее решение требует полного реформирования системы бюджетного процесса.
Таким образом, составление проектов бюджетов - это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.
44. Рассмотрение проекта федерального бюджета
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трех чтениях.
Рассмотрение проекта Федерального бюджета в первом чтении
До 20 сентября проходит первое чтение проекта бюджета, предметом которого являются доходы и дефицит или профицит (включая перечисления в Резервный фонд и Фонд будущих поколений) федерального бюджета, а также общий объем бюджета «принимаемых» обязательств и распределение средств бюджета «действующих» обязательств.
В случае принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении Государственная Дума может:
•передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год, исходя из рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и заключении Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному реагированию, банковской деятельности;
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию, она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, программой государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов иностранным государствам.