Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Россия вступает в очень интересную фазу своего развития, когда период накопления первоначального капитала и передела собственности, сопровождавшийся массой негативных явлений, в основном закончился и страна вступает в стадию формирования цивилизованных капиталистических производственных отношений.
Цель этой работы – осветить современное состояние государственного внебюджетного социального фонда, а именно пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Состав пенсионной системы РФ…………………………………...………....4
Организационная структура и его деятельность…..…………….…………10
Основы пенсионного обеспечения граждан РФ………………………...….15
Анализ бюджета пенсионного фонда …………...……..…………………...23
Проблемы и перспективы пенсионного фонда РФ ………………………..31
Заключение……………………………………………………………………....37
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Согласно концепции  пенсионной реформы, современная государственная  пенсия должна состоять из трех частей.

I.  Базовая (социальная) – установленный законом, единый для всех минимум (в настоящее время 660 рублей). Она объединила ранее устанавливаемые законами и указами Президента минимальную пенсию, компенсационные доплаты и надбавки к пенсии. Ее размер не зависит ни от заработка, ни от суммы страховых взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности. В общем, как бы не сложилась трудовая биография человека, государство гарантирует ему выплату определенного уровня дохода, индексируемого в соответствии с инфляцией.

II.   Страховая часть зависит от пенсионного стажа, то есть от того периода, в течение которого предприятие делало отчисления за сотрудника в Пенсионный Фонд, и от суммы этих отчислений. Размер страховой части трудовой пенсии, которая будет ежемесячно выплачиваться человеку, рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии. На основании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в 19 лет (288 месяцев).

Пенсионный капитал  до дня назначения пенсии регулярно  индексируется в зависимости  от роста цен и роста среднемесячной заработной платы по стране.

III.   Накопительная часть также зависит от величины пенсионных накоплений. Однако, в отличии от страховой части, данные пенсионные накопления формируются не только из сумм налогов, уплаченных работодателем, но и в немалой степени зависят от выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, которые увеличивают эти средства с помощью различных инвестиционных инструментов. После назначения пенсии размер накопительной части ежегодно индексируется с учетом доходов, полученных от инвестирования.

Согласно Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взнос на формирование этой части пенсии составляет от 2-х до 6-ти процентов заработка и зависит от возраста человека, в пользу которого перечисляется взнос. Чем он моложе, тем больше эта доля. Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах»  устанавливает право любого человека, в пользу которого отчисляются или отчислялись ранее такие взносы, подать заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе накопительной части своей пенсии в Негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Также предусмотрены схемы перевода накоплений из одного НПФ в другой. Таким образом, человек имеет возможность осуществлять разумный выбор и контроль за  формированием своих пенсионных накоплений.

  • Добровольное пенсионное обеспечение. Включает в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и  самостоятельных пенсионных накоплений  граждан.

 

Добровольное пенсионное обеспечение является органичной составной  частью пенсионной системы России и  подразумевает формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах исключительно за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Оно осуществляется в самых разнообразных формах, как в виде пенсионных систем отдельных предприятий и организаций, отраслей производства, так и в виде пенсионного обеспечения отдельных граждан, перечисляющих взносы в свою пользу или в пользу своих близких. В отличие от обязательного государственного пенсионного обеспечения, условия которого установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.

Накопления в негосударственных  пенсионных фондах могут осуществлять как работающие в настоящий момент граждане, так и граждане просто обладающие доходом, достаточным для  осуществления регулярных взносов. Пенсионные фонды предлагают также варианты, применимые для клиентов, имеющих разовые поступления.

Схема взаимодействия вкладчика  и фонда проста: в соответствии с условиями пенсионного договора, определенными в соответствии с  потребностями и возможностями вкладчика, последний  перечисляет в фонд пенсионные взносы. Фонд обеспечивает сохранность и прирост этих средств с помощью разнообразных инвестиционных инструментов, а при наступлении пенсионного возраста производит участнику пенсионные выплаты.  

  В настоящее время, согласно законодательству, взносы в НПФ и получаемые из НПФ пенсии  не облагается никакими налогами. А для предприятий взносы в пользу работников уменьшают налогооблагаемую базу. Таким образом, вклады в НПФ, действительно стали выгодны.

  1. Основы пенсионного обеспечения граждан РФ

 

Государственное пенсионное обеспечение для трудящихся в  России было установлено после Октябрьской  революции 1917 года. С первых лет Советской  власти за счет государства назначались  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 года для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 году - на служащих.

Система пенсионного  обеспечения в СССР начала активно формироваться в 30-60-е годы. Основу ее составил принятый 14 июля 1956 года Верховным Советом закон "О государственных пенсиях". Этот документ до сих пор определяет возраст выхода на пенсию для мужчин - 60 лет, для женщин - 55. Минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, соответственно составлял 25 и 20 лет. Закон 1956 года значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсию: рабочие, служащие, граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование; военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности или социалистического правопорядка. Членам семей вышеперечисленных граждан назначаются пенсии по случаю потери кормильца.

С принятием 15 июля 1964 года закона "О пенсиях и пособиях членам колхозов" сложилась единая система пенсионного обеспечения, охватывающая практически всех трудящихся и членов их семей.

 

 

Таким образом, можно  сказать, что первыми пенсионерами в России были военнослужащие, а  государственное пенсионное обеспечение для трудящихся было установлено в 1917 году. Далее в 90-е годы в Российской Федерации сформировалось пенсионное обеспечение на основе множества правовых актов, в частности, на основе закона "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой  части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с  Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом объектом обложения страховыми взносами и  базой для начисления страховых  взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этой главе:

Объектом налогообложения  для организаций и индивидуальных предпринимателей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

 

 

Объектом налогообложения  для физических лиц, признаются выплаты  и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Налоговая база определяется как сумма выплат и  иных вознаграждений, предусмотренных  Налоговым Кодексом, начисленных  налогоплательщиками за налоговый  период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

 

От уплаты налога освобождаются:

1) организации  любых организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы

2) общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

3) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

4) налогоплательщики, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

5) индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;

6) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Итак, для всех остальных категорий существует тариф страхового взноса для страхователей, выступающих в качестве работодателей.

База для  начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим  итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280000 рублей

14,0 процента

8,0 процента

6,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

39200 рублей + 5,5 процента  с суммы, превышающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

16800 рублей + 2,4 процента  с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

56800 рублей

32320 рублей

24480 рублей


 

Под расчетным  периодом понимается календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно  страхователь уплачивает авансовые  платежи, а по итогам отчетного периода  рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Сумма страховых  взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых  платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных  и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сумма страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  считается поступившей с момента  зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым  взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые  взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого  из обособленных подразделений, через  которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для  применения тарифов страховых взносов  производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации