Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие и организация системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Задачи:
1.Суть современного положения системы социального обеспечения в России
2.Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения
3.Порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
4.Проблемы финансирования социальной сферы
Введение
Выбранная мною тема как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей( пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в социальной защите.
По данным статистики после распада СССР около 70% населения находилась на грани нищенского существования.
Смертность превысила
рождаемость на большей
Потребность в социальном
обеспечении появилась одновременно с
возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо
от его экономического и политичес
Социальная защита населения представляет собой систему мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Целью данной работы является раскрытие и организация системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Объект - Система социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Предмет – Особенности организации и источники финансирования системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Задачи:
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.
Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово - экономическую базу.
Обеспечение социальных прав граждан – важное направление, в котором Государственная Дума второго созыва проделала значительную работу. Во-первых, они упорядочивают довольно хаотичную систему государственной социальной помощи, сложившуюся к середине 90-х. Во-вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи. В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" данный Закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется, имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума.[ П. Я. Мешков , Социальные инициативы современной России, Российский журнал социальной работы,1999.]
В Законе указывается, что минимальный размер пенсии по старости "поэтапно повышается до величины прожиточного минимума".
Были приняты еще два Федеральных закона, затрагивающих ту же сферу, "О государственной социальной помощи" и "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В данных актах закрепляется переход к адресному принципу оказания социальной помощи. Так, в соответствии с законом "О внесении изменения в статью 16Е" право на ежемесячное пособие на ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) только в тех семьях, среднедушевой доход которых "не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации".
Получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам . В ст. 5 определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы" .
Показательным является
Федеральный закон "Об
Рассматриваемый закон не
только и не столько закрепляет права
ребенка, сколько устанавливает (или,
по замыслу разработчиков, должен устанавливать)
гарантии их обеспечения. В частности,
он предусматривает обеспечение следующих
прав ребенка:
– на охрану здоровья;
– на профессиональную подготовку и занятость;
– на отдых и оздоровление;
– на пользование социальной инфраструктурой
для детей;
– на защиту от информации, наносящей
вред здоровью, нравственному и физическому
развитию;
– на защиту в трудной жизненной ситуации
.
Гарантии обеспечения
перечисленных прав опираются на
государственные минимальные
1.1.Суть современного положения системы социального обеспечения в России
Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.
В основном в Российской
Федерации социальная защита нетрудоспособных
и малообеспеченных групп населения
осуществляется по двум основным направлениям
- социальное обеспечение и социальная
помощь. [Электронный ресурс;URL:http://бизнес-
Рис.1. Система социальной защиты населения
Социальное обеспечение в
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
- пособия (временной
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическую помощь
врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
- льготы и преимущества инвалидам.
И хотя всей системе
социального обеспечения
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.
Существующая система
социальных служб включает государственную,
муниципальную и
В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции социального обеспечения:
а) функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;
б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.
Существуют следующие четырех принципа социального обеспечения:
- принцип приоритета
- принцип опоры на общественное участие;
- принцип территориальности;
- принцип информированности означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
Также необходимо отметить
для успешного функционирования
системы социального
В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения
Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны труда , а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Информация о работе Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ