Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие и организация системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Задачи:
1.Суть современного положения системы социального обеспечения в России
2.Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения
3.Порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
4.Проблемы финансирования социальной сферы

Файлы: 1 файл

kursovaya1.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Введение

    Выбранная мною тема как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей( пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в социальной защите.

   По данным статистики  после распада СССР около 70% населения находилась на грани нищенского существования.

  Смертность превысила  рождаемость на большей территории  РФ. Растет число детей рожденных  вне брака, увеличивается количество  детей-сирот при живых родителях.  Распадается каждый третий брак, ежегодно без одного из родителей остается 1 млн. детей, обострилась проблема детской инвалидности. Эти и другие категории жителей нуждаются в поддержке государства.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно, в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальная  защита населения представляет собой систему мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации. 

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Целью данной работы является раскрытие и организация системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.

Объект - Система социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.

Предмет – Особенности организации и источники финансирования системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.

Задачи:

  1. Суть современного положения системы социального обеспечения в России
  2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения
  3. Порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
  4. Проблемы финансирования социальной сферы

Существовавшая  в течение многих лет система  социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала  больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г. 

Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену  экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово - экономическую базу.

 

 

 

 

 

  1. Характеристика законодательства России в области социальной защиты

Обеспечение социальных прав граждан – важное направление, в котором Государственная Дума второго созыва проделала значительную работу. Во-первых, они упорядочивают довольно хаотичную систему государственной социальной помощи, сложившуюся к середине 90-х. Во-вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи. В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" данный Закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется, имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума.[ П. Я. Мешков , Социальные инициативы современной России, Российский журнал социальной работы,1999.]

В Законе указывается, что  минимальный размер пенсии по старости "поэтапно повышается до величины прожиточного минимума".

Были приняты еще два  Федеральных закона, затрагивающих  ту же сферу, "О государственной социальной помощи" и "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В данных актах закрепляется переход к адресному принципу оказания социальной помощи. Так, в соответствии с законом "О внесении изменения в статью 16Е" право на ежемесячное пособие на ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) только в тех семьях, среднедушевой доход которых "не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации". 

Получателями государственной  социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые  доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам . В ст. 5  определены источники  оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы" .

 Показательным является  Федеральный закон "Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации". Он был принят Государственной  Думой и одобрен Советом Федерации в июле 1998 года. Это первый российский нормативный акт, направленный на закрепление и защиту прав ребенка. Он "регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации". [Электронный ресурс; URL:http://www.bibliofond.ru]

 

Рассматриваемый закон не только и не столько закрепляет права  ребенка, сколько устанавливает (или, по замыслу разработчиков, должен устанавливать) гарантии их обеспечения. В частности, он предусматривает обеспечение следующих прав ребенка: 
– на охрану здоровья;  
– на профессиональную подготовку и занятость;  
– на отдых и оздоровление;  
– на пользование социальной инфраструктурой для детей;  
– на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию;  
– на защиту в трудной жизненной ситуации .

Гарантии обеспечения  перечисленных прав опираются на государственные минимальные стандарты  качества жизни детей, закрепленные в ст. 8. Однако содержание этой статьи вызывает большие сомнения, поскольку указанные стандарты включают в себя: бесплатное медицинское обслуживание; гарантированную профессиональную ориентацию, трудоустройство, охрану труда, оплату труда; квалифицированную юридическую помощь. Думается, нет нужды говорить об утопичности подобных "минимальных стандартов" в современных российских условиях. В результате Закон во многом просто теряет смысл.[Электронный ресурс; URL:http://www.e-college.ru/xbooks/xbook120/book/index/index.html; Буневич. К. Г., Бюджетная система РФ, учебный курс(учебно-методический комплекс)]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Суть современного положения системы социального обеспечения в России

 

Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения  осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь. [Электронный ресурс;URL:http://бизнес-учебники.рф; Теория и методика социальной работы,2001.]

 

 

 

Рис.1. Система социальной защиты населения

 

 

 

 Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей  в малообеспеченных семьях и  военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.); 

- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества  инвалидам. 

И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности  механизма финансирования. Выплаты  по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система  социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную  службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции  социального обеспечения:

 

а) функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Существуют  следующие четырех принципа социального  обеспечения:

- принцип приоритета государственных  начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг;

- принцип опоры на общественное  участие;

- принцип территориальности;

- принцип информированности  означающего право на сбор  информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения  роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.[ Электронный учебник; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения (2-е изд., доп.).] 

В перспективе большую  помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения

Государство уделяет  значительное внимание вопросам охраны труда , а также пособия по временной  нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального  страхования, Пенсионного Фонда  и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Информация о работе Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ