Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие и организация системы социального обеспечения и социальной защиты населения РФ.
Задачи:
1.Суть современного положения системы социального обеспечения в России
2.Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения
3.Порядок составления, предоставления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
4.Проблемы финансирования социальной сферы

Файлы: 1 файл

kursovaya1.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

5) следствием предыдущей проблемы является то, что работники социальной сферы не готовы к переходу на новую систему предоставления социальных услуг. Аргументировать взимание платы за те услуги, которые раньше оказывались на бесплатной основе, развитием рыночных отношений неубедительно. Необходимо внедрять весь спектр рыночных механизмов: конкуренцию, критерии результативности и эффективности, защиту прав потребителей и т.д.

Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью  государства в разработке стратегии развития социальной сферы:

1) отсутствие  четкости  в определении статуса  государства  в социальной сфере; 

2) отсутствие единой концепции  развития социальной сферы. Производя  финансирование, правительство не  сформулировало целей, которых  собирается достичь посредством расходования ресурсов. До сих пор отсутствует ясность в вопросе о границах государственного вмешательства в социальную сферу, о соотношении государственного и негосударственного секторов в данной сфере. Какими должны быть уровни пенсий и минимальной заработной платы? Какую часть медицинских и образовательных услуг будет оплачивать государство? Что же такое достойный уровень жизни и в чем он измеряется? С точки зрения целеполагания, можно констатировать, что в России социальная политика недостаточно ясно сформулирована;

3) отсутствие  взаимосвязи  в выработке решений  между  различными сферами деятельности. Создается впечатление, что проводимые  реформы не связаны в единую  концепцию. Странной выглядит  реформа по неэквивалентной замене  льгот денежными выплатами на фоне сокращения ставки единого социального налога, разбухания Стабилизационного фонда РФ, на фоне мизерного увеличения пенсий, пособий, довольствия военнослужащим и оплаты труда бюджетникам, не покрывающего даже официального уровня инфляции, ежегодное увеличение тарифов на энергоносители до уровня мировых.

К третьей  группе социальной сферы следует  отнести проблемы, связанные с  обеспечением отрасли  финансовыми ресурсами:

1) пенсионеры, которые являются  основными потребителями  социальных услуг, не располагают финансовыми возможностями оплачивать их, что является следствием экономических процессов, происходивших в России. Пережив две денежные реформы, два экономических кризиса, значительная часть населения лишилась всех своих накоплений, следовательно, не имеет возможности приобретать многие социальные услуги на платной основе;

2) мероприятия,  ставящие  своей целью сокращение  налогового  бремени, не могли  не привести  к замедлению роста  доходной  части бюджета и внебюджетных  фондов, которые являются основными источниками финансирования социальной сферы.

В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений  в части предоставления социальных услуг и взаимодействия между  различными секторами в данной сфере  деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы России, заключаются в следующем:

1) доставшаяся в наследство  от советского периода сеть  бюджетных учреждений, рассчитанная  на всеобщее социальное обеспечение,  является потребителем значительного  количества бюджетных ресурсов, что необоснованно завышает затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи;

2) социальная сфера по-прежнему  остается в основном государственным  сектором, который развивается экстенсивным  путем. В процесс оказания социальных услуг не вовлечены некоммерческие общественные организации и коммерческие предприятия, что сокращает объем потенциальных финансовых ресурсов, используемых в социальной сфере, делая государство монополистом в социальной сфере. [Электронный учебник; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения (2-е изд., доп.).]

Учитывая весь перечисленный  комплекс проблем, разработку мероприятий  по оптимизации финансирования социальной сферы необходимо начать с выделения  критериев, которым должна соответствовать "идеальная" система социальной защиты. Наиболее важными представляются следующие критерии:

- справедливость - социальная  помощь со стороны государства  должна оказываться только тем,  кто действительно в ней нуждается  вследствие объективных причин (неплатежеспособность, неработоспособность и т.д.);

- достаточность  - предоставляемая  социальная помощь  должна полностью  компенсировать государственные  социальные гарантии;

- экономичность  - издержки  по доведению социальных  услуг  до потребителя должны быть минимальными;

- качественность - предоставляемые  государственные  социальные  услуги должны соответствовать   определенным параметрам качества (медицинская помощь, услуги в  образовательной сфере и т.д.);

- реалистичность - финансирование  социальной сферы  должно находиться в соответствии  с финансовыми возможностями  страны и не должно превышать ее финансового потенциала.

Для определения мероприятий, направленных на совершенствование  механизма финансирования социальных расходов, необходимо выявить специфические черты социальных бюджетных расходов. Несмотря на то, что существует достаточно большое число классификаций бюджетных расходов (по уровням власти, по экономическому содержанию, по администраторам расходов и т.д.), представляется необходимым подразделить социальные расходы по экономической природе оказываемых услуг и степени важности их для потребителей. Спектр выполняемых государством социальных функций чрезвычайно велик. В социальную сферу входят услуги в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, средств массовой информации (СМИ), а также адресная поддержка наиболее нуждающихся членов общества. Тем не менее, рассмотрев экономическую природу социальных благ, получаемых членами общества, автором выделены две их основные формы: социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) и социальные услуги (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство, СМИ). Данное деление социальных расходов позволяет учесть их специфику при разработке методических подходов к совершенствованию механизма финансирования, определении критериев оценки результативности социальных расходов и методов осуществления финансового контроля по двум укрупненным группам расходов.

При группировке  расходов по степени важности за основу был принят подход Т.М. Ковалевой и С.В. Барулина, которые предлагают делить все расходы на необходимые, полезные и избыточные. Применяя данный подход к социальной сфере, за основу отнесения расходов к необходимым следует принять жизненную важность социальной функции государства, а также невозможность альтернативной замены бюджетного финансирования этих расходов финансированием из негосударственных источников. Таким образом, к необходимым социальным расходам следует отнести:

- пенсии  по старости;

- пособия  по инвалидности;

- расходы на скорую  медицинскую помощь;

- расходы  на медицинское  обслуживание  низкооплачиваемых  категорий граждан;

- финансирование  общеобразовательных  школ, детских  домов и интернатов.

К полезным социальным расходам необходимо отнести те расходы, которые улучшают качество жизни значительного числа членов общества, способствуют интеллектуальному развитию граждан, ведут к улучшению здоровья граждан, но, тем не менее, отсутствие или сокращение которых не несет угрозы жизни граждан. Кроме того, полезные расходы могут быть оплачены за счет внебюджетных источников либо государственные средства являются не единственным источником их финансирования. Названным критериям удовлетворяют, в частности, следующие расходы:

- стипендии  студентам;

- финансирование профессионального  образования;

- финансирование лечебных  учреждений;

- расходы на физкультуру  и спорт;

- расходы на культуру  и искусство;

- расходы на содержание  средств массовой информации.

Избыточными социальными  расходами являются сверхнормативные расходы на администрирование  выполнения социальных функций. Например, компьютеризация и капитальный ремонт зданий, занимаемых аппаратом управления социальных ведомств.

Систематизировав  проблемы построения эффективного механизма  финансирования социальных бюджетных расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.

   Следует выделить  наиболее важные направления  рационализации механизма    бюджетного финансирования:

1) внедрение  рыночных механизмов оказания  социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

2) совершенствование   сети организаций, оказывающих   социальные услуги;

3) совершенствование самого  механизма (форм и методов)  финансирования данных организаций.  Рассматривая социальную сферу  как совокупность двух видов  государственной социальной помощи, социальные выплаты и социальные услуги, мероприятия по рационализации финансового механизма следует также рассматривать раздельно по названным видам социальной поддержки.

Совершенствование системы  государственных социальных выплат, безусловно, необходимо проводить в направлении увеличения государственных пенсий, пособий, стипендий, чтобы довести указанные трансферты хотя бы до уровня научно обоснованного прожиточного минимума. Но указанные мероприятия автор считает целесообразным начать не с повышения непосредственно пенсий, а с поступательного роста минимальной заработной платы. Рост оплаты труда - многофазный перераспределительный процесс. Увеличение расходов бюджета влечет за собой и увеличение доходов бюджетной системы, что позволяет увеличивать выплаты. Следствием данного процесса будет увеличение базы налогообложения единого социального налога и налога на доходы физических лиц, которые являются основными источниками финансирования социальных услуг (ЕСН формирует социальные внебюджетные фонды, а НДФЛ поступает в территориальные бюджеты, выполняющие основные социальные функции государства). Рост же социальных выплат - однофазный процесс, т.е. это лишь финальная часть многофазного процесса. Социальные государственные выплаты не подлежат налогообложению, следовательно, их увеличение не приводит к росту доходов бюджета и внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение данной курсовой работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению и источников финансирования социального обеспечения. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Естественно чтобы  добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как  и другим, потребуется очень много  времени. И будем надеяться на то, что люди, которые проработали, почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.

При написании данной курсовой работы, изучив различную литературу по приведенной теме, можно сделать вывод, что финансирование системы социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды: пенсии; пособия; содержание и  обслуживание престарелых и инвалидов  в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам.

Существующая система  социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

Стратегия реформирования социального  сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

Основные задачи в области  реформирования социальной поддержки  населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Система социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ