Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 15:52, курсовая работа
Бюджет — это мощный инструмент управления финансами на предприятии, который может дать серьезный эффект: по оценкам российских консалтинговых компаний, ввод на предприятии системы бюджетирования позволяет высвободить до 20% оборотных средств. Средства появляются от продажи излишних товарных запасов, возврата просроченной дебиторской задолженности, дозагрузки ранее простаивавших мощностей. В настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьёзной проблемой, т.к. зачастую у менеджеров отсутствуют ясные цели, понимание миссии предприятия. Предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Понятие бюджета продаж как исходной точки составления общего бюджета…………………………………………………………………….
5
2. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Мастер Ефремов»……………………………………………………………………….
13
3. Бюджет продаж ЗАО «Мастер Ефремов» как исходная точка составления общего бюджета………………………………………………..
15
4. Порядок бюджетирования на основе бюджета продаж ЗАО «Мастер Ефремов»……………………………………………………………………
19
5. Совершенствование бюджета продаж ЗАО «Мастер Ефремов»…….
35
Заключение………………………………………………………………….
38
Список литературы………………………
Априори, процесс бюджетирования коммерческих организаций начинается с прогнозирования продаж, которые являются основным лимитирующим фактором, определяющим все последующие операции. Значение других факторов имеет значительное, но ограниченное влияние, ведь при наличии постоянного и доходного спроса, компании стремятся устранить любые ограничения.
Приоритетность бюджета продаж, с одной стороны, очевидна, поскольку отсутствие спроса в любом случае ограничивает производство и является основным отличием системы бюджетирования от планирования в условиях централизованной экономики. Определить объем спроса продукции равный бюджету продаж - одно из допустимых условий при составлении бюджета.
Но, в тоже время, для промышленных предприятий, имеющих лимитирующие производственные факторы в прогнозном периоде, расчет производственной программы, основанный на предполагаемом спросе, является первоочередной задачей. И формирование бюджета продаж - плана отгрузки и реализации продукции - осуществляется на основании плана производства.
Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Определение и обоснование объема продаж и его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.
Доходы от продажи, осуществляемые на предприятии, классифицируются в следующие бюджеты: по основным видам деятельности, которые могут иметь следующую аналитику: по продуктам, потребителям, менеджерам по продажам, региональным рынкам; доходы от прочей деятельности, с разбивкой на следующие виды: оказание услуг, аренда, реализация имущества и др.
Бюджет продаж формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции, но возможно и в рамках данного этапа осуществлять расчет поступлений от продажи.
План производства составляется на основании предполагаемого спроса и с учетом возможностей предприятия и служит базой для формирования плана отгрузки. Непосредственная зависимость расчета производственной программы и бюджета продаж определяет возможность получения наиболее эффективного планирования производства и реализации продукции[15, с.167].
Планирование объема готовой продукции на складе на конец месяца осуществляется с учетом обеспечения норматива страхового запаса продукции и дополнительного объема выпускаемой продукции, отгружаемой в последующих периодах при невозможности выполнения производства в данных периодах.
Сумма предполагаемой отгрузки за период по продуктам распределяется покупателям в соответствии с приоритетностью контрактов. В случае невозможности полностью удовлетворить потребность покупателей происходит отказ на величину полученных ограничений.
Бюджет продаж в стоимостном выражении рассчитывается по каждому контракту путем умножения количества определенного продукта на его цену. Если контракт имеет специфический характер поведения цены, отличный от установленного темпа роста цены по продукту, то используются контрактные цены. Можно применять базовые цены по продукту с учетом динамического изменения - инфляционного (среднестатистического) индекса.
Но на практике не всегда предприятия планируют годовой бюджет продаж по конкретным продуктам. При составлении бюджета можно использовать типовые продукты (единицы планирования), которые объединяют в некую группу сходных, индивидуальных продуктов - основные группы, семейства продукции с учетом соблюдения определенных правил и методик. Так, для предприятия, выпускающего продукцию различного качества, высококачественные изделия с более высокой ценой должны учитываться раздельно. Единицы планирования должны быть выбраны таким образом, чтобы как можно более точно отразить цены и затраты, ассоциируемые с различными продуктами.
Бюджетные показатели, полученные при составлении бюджета продаж, являются отправной точкой планирования деятельности компании и оказывают воздействие на расчет информации для других операционных бюджетов и формирования финансовых бюджетов, позволяющих установить и оценить достижимость намеченных целей.
Вследствие того, что информация об этапах жизненного цикла продукта в определенные моменты времени может способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений, бюджет продаж следует составлять с учетом вышеописанных стадий.
При этом чем точнее при составлении бюджета продаж учитывается жизненный цикл продуктов и услуг, тем достовернее картина планируемых доходов предприятия и, соответственно, тем эффективней может осуществляться управление предприятием. Если на предприятии отдельно существует отдел маркетинга и отдел сбыта то в процедуре составления бюджета продаж необходима их совместная работа, для того чтобы планирование происходило не только с точки зрения людей, занимающихся сбытом продукции, но и с позиции роста и спада спроса на нее[20, с.219].
Для формирования бюджета продаж центры планирования, задействованные в процессе бюджетирования, составляют прогнозы, на основании которых и осуществляется расчет: прогноз расчетов с покупателями, прогноз индексов изменения цен, прогноз изменения курсов валют и прогноз инфляции.
Прогноз взаимоотношений с покупателями – прогноз предназначен для определения взаимоотношений с контрагентами, связанных с реализацией продукции. В прогнозе необходимо указать следующие данные: клиент – участник предполагаемой торговой операции; товар – предмет предполагаемой торговой операции; цена – цена для клиента; ставка НДС – необходима для начисления налога на предполагаемую торговую операцию; спрос – объем спроса товара в указанных единицах измерения; вероятность – вероятность выполнения контракта. Необходима для составления различных вариантов бюджета: пессимистического в случае невыполнения контрактов с низкой вероятностей и оптимистического в случае удовлетворения всего спроса;
Прогноз индексов изменения цен – прогноз предназначен для формирования перечня цен, действующих на начало планового периода, по элементам бюджетных статей, а также предполагаемых индексов их изменения. Указанная информация используется для расчета бюджетов в стоимостном выражении.
Прогноз курсов валют и инфляции – прогноз предназначен для определения возможного изменения курсов валют, в которых предприятие осуществляет расчеты и инфляции рубля, что необходимо для пересчета валютных платежей в рублевый эквивалент и определения курсовых разниц, а также расчета роста цен элементов бюджетных статей (в случае отсутствия конкретного индекса цен).
Рассчитанный бюджет продаж утверждается руководителем предприятия и передается центрам финансовой ответственности для исполнения в планируемом периоде. После окончания планируемого периода собираются фактические данные по бюджету продаж и проводятся анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.
На предприятиях с уже сложившейся системой планирования отмечаются следующие её недостатки: процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений; плановые данные значительно отличаются от фактических, процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции; при планировании преобладает затратный механизм: цена формируется без учёта рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности; экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не даёт возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия и т.д. Введение бюджетного планирования на предприятии хотя и нужный, но очень трудоёмкий процесс. Освоить и внедрить бюджетное планирование на предприятии можно в течение 3- 4 месяцев. Но, часто нужно изменить на предприятии организационную структуру, расписать зоны ответственности, выделить центры финансового учета, а это не так легко[6, с.218]
.
1.Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Мастер Ефремов»
ЗАО «Мастерская Ефимова» представляет собой частное предприятие. Собственником всех его средств являются учредители (два физических лица). ЗАО «Мастерская Ефимова» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, квадратную печать со своим полным наименованием, товарный и финансовый знак. Предприятие осуществляет свою деятельность на территории г. Липецка, Универсальный проезд, дом 10 (Выставочный зал - ул.Космонавтов, 104 – Магазин «Сделай Сам»).
ЗАО «Мастерская Ефимова» производит мебель из ДСП и реализует ее по доступным для потребителя с низким и средним уровнем доходов ценам. Продукция, производимая предприятием, реализуется оптом и в розницу в своём специализированном магазине, а так же через магазин «Мебель». Потребителями являются, в основном, жители Липецка и сел Липецкой области. Отличительные особенности продукции ЗАО «Мастерская Ефимова»: высокое качество материалов и готовой продукции, доступные цены для потребителей со средним и низким уровнем доходов, ориентирование на тенденции моды.
ЗАО работает на отечественном рынке более 7-ми лет. Мебель разрабатывается и изготавливается коллективом фирмы, в составе которой работают профессионалы высокого класса от дизайнера до мастеров по обработке дерева. Всегда в продаже большой выбор изделий: по цветовой гамме, по тканям.
Мебель изготавливается из массива хвойных пород, ламинированной плиты, постформинга, с использованием импортной фурнитуры (направляющие, ручки, петли и т.д.), покрываются импортными лакокрасочными материалами.
Вся производимая продукция - сертифицирована. Сертификат РОСС RU АЯ92 В 02606. Мебель соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ 19917-93, ГОСТ 16371-93.
Таблица 1.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Мастер Ефремов»
Показатели |
Ед.измерения |
2003 г. |
2004 г. |
Отклонение (2003-2004 гг.) |
Темп роста, доли единицы |
Выручка от реализации без НДС |
тыс.р. |
20100 |
31700 |
+11600 |
1,57711443 |
Себестоимость |
тыс.р. |
12000 |
18000 |
+6000 |
1,5 |
Валовая прибыль |
тыс.р. |
6300 |
11200 |
+4900 |
1,77777778 |
Балансовая прибыль |
тыс.р. |
5300 |
9900 |
+4600 |
1,86792453 |
Чистая прибыль |
тыс.р. |
5100 |
9500 |
+4400 |
1,8627451 |
Налог на прибыль |
тыс.р. |
200 |
300 |
+100 |
1,5 |
Рентабельность продаж |
% |
42,5 |
52,77 |
+10,27 |
1,24164706 |
Стоимость активов |
тыс.р. |
24420 |
25000 |
+580 |
1,02375102 |
Рентабельность активов |
% |
21 |
38 |
+17 |
1,80952381 |
Стоимость оборотных средств |
тыс.р. |
12710 |
13180 |
+470 |
1,03697876 |
Стоимость основных средств |
тыс.р. |
11710 |
11820 |
+110 |
1,00939368 |
Фондоемкость |
доли ед. |
0,58 |
0,37 |
-0,21 |
0,63793103 |
Фондоотдача |
доли ед. |
1,72 |
1,01 |
-0,071 |
0,5872093 |
Собственный капитал |
тыс.р. |
2500 |
2750 |
+250 |
1,1 |
Среднесписочная численность |
чел |
55 |
70 |
+15 |
1,27272727 |
Годовой фонд оплаты труда |
тыс.р. |
1550 |
2000 |
+450 |
1,29032258 |
Дебиторская задолженность |
тыс.р. |
6000 |
7000 |
+1000 |
1,16666667 |
Денежные средства |
тыс.р. |
12000 |
13000 |
+1000 |
1,08333333 |
Краткосрочные финансовые вложения |
тыс.р. |
2000 |
3000 |
+1000 |
1,5 |
Заемные средства |
тыс.р. |
1000 |
1000 |
+0 |
1 |
Из таблицы 1 видно, что сумма основных фондов увеличилась на 110 тыс. руб. вследствие покупки нового оборудования, что является положительной тенденцией развития финансово-хозяйственной деятельности. Это стало причиной увеличения выручки от реализации в 2004 году сумма, которой увеличилась на 11600 тыс. руб. Основной причиной увеличения чистой прибыли предприятия (на +4400 тыс. руб.) явилось резкое увеличение выручки в 2004 году на 58%, а также одновременного уменьшения себестоимости услуг на 3% и увеличения прибыли от реализации с 6300 до 11200 тыс. руб.
3. Бюджет продаж ЗАО «Мастер Ефремов» как исходная точка составления общего бюджета
Таблица 2
Бюджет продаж за 2002-2008 год, млн. руб.
Изделие |
Период времени |
Покупатели |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
Доход от продаж |
Плановые и фактические данные | |||||||
Стенка деревянная «Алёнка» |
Год 2002 |
Оптовики города Липецка |
300 |
300 |
0 |
0 |
3 620 057,46 |
Розничная продажа |
100 |
100 |
0 |
0 | |||
Год 2003 |
Оптовики города Липецка |
700 |
700 |
0 |
0 |
9 050 143,64 | |
Розничная продажа |
100 |
100 |
0 |
0 | |||
Магазин «Мебель» |
200 |
200 |
0 |
0 | |||
Год 2004 |
Оптовики города Липецка |
700 |
700 |
0 |
0 |
9 050 143,64 | |
Розничная продажа |
100 |
100 |
0 |
0 | |||
Магазин «Мебель» |
200 |
200 |
0 |
0 |
Информация о работе Совершенствование бюджета продаж ЗАО «Мастер Ефремов»