Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Так, в настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности, сельского хозяйства и многое другое. А значит, за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Именно поэтому данная тема является актуальной.Цель работы – изучение и разработка научной концепции по совершенствованию методов планирования налоговых доходов.
Введение
1. Теоретические аспекты планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………………………………………….…...5
1.1 Сущность, цели и виды планирования налоговых поступлений федерального бюджета РФ……………..…………………………………….5
1.2 Методы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………..19
2. Анализ планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ……………………………………………………………………………26
2.1 Анализ существующей системы планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ.………………………………..26
2.2 Предложения по повышению эффективности механизма планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………..30
Заключение………………………………..……………………………….…39
Список литературы…………………………………………………………..40
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Госпошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3 «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:
- нотариальных действий;
- действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
- действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
- действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
- государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.
1.2 Методы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ
Планирование налоговых доходов - это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.
В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование делится на два вида:
1) налоговое планирование на макроуровне (в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов);
2) налоговое планирование
на уровне хозяйствующего
Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования.
При текущем планировании анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов.
Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется, прежде всего, в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюджету директивный характер, обусловливающий обязательность исполнения плановых показателей.
В доходной части бюджета
находят отражение налоговые
и неналоговые доходы, а также
безвозмездные поступления. В расходной
части бюджета планируются и
утверждаются конкретные виды расходов
органов государственной власти
и местного самоуправления по следующим
направлениям: законотворческая, судебная,
правоохранительная и управленческая
деятельность; реализация конституционных
социальных прав граждан; обеспечение
внутренней и внешней безопасности
государства и международная
деятельность; государственное регулирование
экономики и научно-
При разработке проектов бюджетов используются плановые параметры, заложенные в таких относительно самостоятельных документах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная целевая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и утверждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими исполнительными органами публичной власти и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Такая программа содержит технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов, объемы и источники финансирования, наименование заказчика. На основе федеральной инвестиционной программы осуществляются планирование и финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Инвестиционный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, предназначенная для реализации инвестиционных проектов, финансируемых на принципах государственно-частного партнерства. Разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ могут осуществляться на всех уровнях публично-правовых образований страны в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.
Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества.
Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:
- расчет прогнозируемых, сумм мобилизации контингентов всех видов доходов;
- распределение, регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
- определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивания бюджетной обеспеченности (через ФФП - трансферты).
Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, поскольку последний располагает всей необходимой информацией и оперативно отслеживает состояние аккумуляции налогов в бюджет.
В условиях перехода к рыночной экономике произошли кардинальные изменения в прогнозировании налоговых поступлений. Отсутствие плановых показателей по прибыли, налоговой базе по другим видам налогов существенно изменило методы планирования платежей в бюджет. Этапы работы по расчету контингентов доходов, прежде всего налоговых поступлений, можно представить в следующей последовательности.
Федеральная налоговая служба доводит до Минфина РФ, обобщенные сведения о текущих поступлениях налоговых и других доходов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года в разрезе территорий. Минфин РФ получает от Министерства экономики РФ прогнозируемые на следующий (планируемый) год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие объем доходов, прежде всего налоговых платежей. К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП; показатели, определяющие объем денежной массы; объем прибыли, создаваемой в отраслях хозяйства; размер фонда оплаты труда; индекс инфляции и дефляторы; объем товарооборота, и др. По важнейшим налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета РФ в целом и бюджетов каждого уровня, составляются специальные расчеты.
Рис. 1. Структура государственных органов, регламентирующих бюджетно-налоговый процесс
На основании полученных данных Минфин РФ прогнозирует контингенты налоговых и других доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.
В современных условиях для
повышения обоснованности планирования
доходов бюджета резко
Территориальные финансовые управления параллельно ведут работу по прогнозированию контингентов доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития на следующий год и среднесрочную перспективу, составной частью которого являются показатели, определяющие объем платежей в бюджет по соответствующим налогам.
Кроме данных о налогооблагаемой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году: изменение ставок, введении или отмене льгот и т. д.
Разграничение налоговых
поступлений по уровням бюджетной
системы осуществляется в соответствии
с налоговым и бюджетным
Для реального исполнения бюджета по доходам необходима не только обоснованная, максимально учитывающая все факторы методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Этот вопрос в последнее время, приобретает особое значение. Одна из главных причин высокой задолженности по платежам (недоимки) в бюджет, в том числе и просроченный - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины. Эго не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов по большинству субъектов РФ.
Таким образом, методика сводного планирования доходов бюджета базируется на макроэкономических прогнозных показателях на очередной год и среднесрочную перспективу; основана на установленном законодательными актами и соответствующими инструктивными материалами о порядке формирования налогооблагаемой базы, ставках; учитывается также сложившийся уровень собираемости налогов.
2. Анализ планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ
2.1 Анализ существующей системы планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ
Всего в 2011 году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2009 года поступления ниже на 10%.
Снижение поступлений в 2011 году относительно уровня 2009 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2009 год – 94 долл.баррель; 2011 год – 77 долл.баррель; справочно: цена на нефть в 2010 году – 58 долл. баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2010 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (справочно: поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2009 году составили 55,4 млрд. рублей).
График 1. Поступления доходов в федеральный бюджет (январь-декабрь)
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 43%, НДС - 41% и налога на прибыль 8%.
График 2. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет видам налогов в январе-декабре 2011 года
(в %)
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2009-2011 гг., приведена в следующем графике.
График 3. Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2009-2011 гг.
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг.
(в % к общей сумме доходов)
Наименование налогов |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Налог на прибыль |
21,3 |
7,8 |
7,9 |
2. НДС |
27,9 |
47,0 |
41,4 |
3. НДПИ |
44,2 |
39,2 |
42,9 |
4. Акцизы |
3,5 |
3,3 |
3,5 |
8. Прочие доходы |
3,1 |
2.7 |
4,3 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |