Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:52, курс лекций
Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетная классификация РФ. Понятие бюджетного процесса. Формирование доходов бюджета. Налог на прибыль организаций. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами.
ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ
1. Экономическая сущность и содержание бюджета
Государственный бюджет
является механизмом, который позволяет
государству проводить
Через государственный
бюджет осуществляется влияние на образование
и использование
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.
Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.
В то же время бюджет
является категорией, которая свойственна
различным отношениям. С зарождением
и формированием государства
связано возникновение и
Задачи бюджета:
1) перераспределение ВВП;
2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
3) государственное регулирование и стимулирование экономики;
4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Через формирование
и использование
Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.
1. Образование доходов бюджета.
В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.
Неналоговые доходы
бюджетов образуются в результате экономической
деятельности государства или при
перераспределении уже
2. Использование (расход) бюджетных средств.
Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.
В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер.
За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.
Структура расходов
бюджета устанавливается в
Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
2. Бюджетная система РФ
Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.
Бюджетная
система – это совокупность
бюджетов государств, административно-
Построение бюджетной
системы зависит от формы административного
и государственного устройства страны.
Все государства
Унитарное
государство – форма государственного
устройства, при котором административно-
Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.
Федеративное
государство – это система государственного
устройства, при которой государственные
образования или административно-
Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Государственный внебюджетный
фонд – фонд денежных средств, образуется
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ, предназначен для реализации
конституционных прав граждан на
пенсионное обеспечение, социальное обеспечение
в случае безработицы, социальное страхование,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного
внебюджетного фонда
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В местных бюджетах,
в соответствии с бюджетной классификацией
РФ, раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств муниципальных
образований в связи с
Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.
Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.
В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В соответствии со
ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет –
форма образования и
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.
Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).
3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения
Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, существующих в стране.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.
В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов Федерации – в России), местные бюджеты.
Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
В рамках межбюджетных отношений все бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.
Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).