Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Целью работы является исследование доходов и расходов местных бюджетов.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- Изучить экономическое содержание бюджета и бюджетной системы Республики Казахстан
-показать теоретические основы формирования и исполнения местных бюджетов;
-проанализировать поступление и расходование средств местных бюджетов.
Сегодня на основе республиканского
бюджета оценить финансовое состояние
экономики республики очень трудно,
так как в нем отражаются не
все финансовые ресурсы государства.
Поэтому во время рассмотрения и
утверждения республиканского бюджета
и возникает множество вопросов
о социально-экономическом
В связи с этим, на наш
взгляд, показатели основного финансового
плана должны основываться на глубоком
знании объективных закономерностей
развития экономики. Государство, устанавливая
бюджетные показатели, должны учитывать
объективные условия
Как и совокупность самих бюджетных отношений, планово-финансовый документ, отражающий их, тоже должен носить название «государственный бюджет». Но в отличие от бюджета как экономической категории, основной финансовый план страны должен являться формой отражения целенаправленного использования государством характера бюджетных связей.
Трактовка государственного
бюджета как основного
Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета (республиканский и местный бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования различных методов и способов управления.
1.3 Бюджетный механизм и его элементы.
Это есть , на наш взгляд, бюджетный механизм. Основными его элементами являются:
-Бюджетное планирование и прогнозирование;
-Оперативное управление бюджетными ресурсами;
-Своевременное финансирование затрат государства;
-Проведение учета,
-Анализ исполнения бюджетов
и внесение изменений в
-Рассмотрение и утверждение
бюджетов в соответствующих
-Формирование нормативно-
Следует отметить, что на
практике бюджетная система
-Макроэкономическая ситуация
в экономике Республики
-Роль налоговой системы в формировании бюджета;
-Распределения налогов и иных видов доходов между бюджетами;
-Распределение бюджетных расходов между бюджетами;
-Принципы действия
-Принципы выделения бюджетных
дотаций и субсидий из
-Внебюджетные фонды и
их роль в процессе
-Контроль за расходованием бюджетных средств и правильностью зачисления доходов по уровням бюджетной системы;
-Распределение инвестиционных расходов между бюджетами;
-Методы повышения
-Организационные формы инвестирования;
-Роль инвестиционных фондов;
-Бюджетные инвестиции
и инвестиционные кредиты,
-Конверсионные программы;
-Распределение социальных расходов между бюджетами;
-Методы финансирования образования и науки;
-Целесообразность изменения пособий населению;
-Пенсионный фонд и пенсионная система;
-Критерии определения дефицитности бюджетов;
-Меры по сокращению
разрыва между доходами и
-Ценные бумаги на финансовом рынке;
-Взаимоотношения с
-Разработка единой бюджетной
классификации с большей
-Методы разработки проекта бюджета;
-Корректировка и уточнение показателей бюджета в течение финансового года;
-Учет и отчетность об использовании бюджета;
-Методы анализа исполнения доходов и расходов бюджетов;
-Методы прогноза расходов и доходов бюджетов;
-Организационная структура
бюджетных подразделений
Системное изучение этих вопросов
помогло бы выработать обоснованную
финансовую политику государства в
условиях рынка и определить приемлемую
структуру финансовых, налоговых
и других органов, осуществляющих управление
финансовыми отношениями в
2 Местные бюджеты
2.1 Доходы бюджета: состав и формирование
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями,
организациями, гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды
платежей предприятий, организаций
и населения в государственный
бюджет, а их материально-вещественным
воплощением – денежные средства,
мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные
доходы, с одной стороны, являются
результатом распределения
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.
Особенно ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом – она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное уменьшение системы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Возрастающий дефицит
бюджета, инфляция и обесценение
капитала, убыточность, платежный кризис
– все эти явления
Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.
Ситуация неплатежеспособности
в сфере финансовых взаимоотношений
предприятий и государства
Главная причина бюджетного
кризиса - недостаточность доходов,
ежегодные ошибки в оценке собираемости
налогов. Важнейшее условие выхода
из кризиса - продолжение начатых
в конце 1996 - начале 1999 года налоговых
преобразований, дополнение их рядом
новых положений. При этом нужно
учитывать некоторые
Первое. Попытка сразу
построить в Казахстане налоговую
систему, характерную для стран
с развитой экономикой, не увенчалась
успехом. Ныне действующая налоговая
система не учитывает особенностей
мотивации отечественных
Второе. Ужесточение налогового
администрирования, безусловно, необходимо,
но возлагать на него особые надежды
было бы ошибкой. Собираемость налогов
не удастся увеличить путем
Третье. Решая задачу существенного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.
С ныне действующей налоговой
системой выход из бюджетного и экономического
кризиса будет для Казахстана
непозволительно долгим и трудным.
Сложившиеся налоговые
Стратегическим направлением
совершенствования налоговой
Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.
Третье направление - изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
2.2 Организация местных бюджетов
В данной главе подробно
рассмотрено одно звено местных
финансов — местные бюджеты, поскольку
два других звена — финансы
местных хозяйствующих
Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.