Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Целью работы является исследование доходов и расходов местных бюджетов.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- Изучить экономическое содержание бюджета и бюджетной системы Республики Казахстан
-показать теоретические основы формирования и исполнения местных бюджетов;
-проанализировать поступление и расходование средств местных бюджетов.
Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.
В настоящее время, в условиях становления рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.
На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.
Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.
Финансовые отношения в местном звене регулируются Законами «О бюджетной системе Республики Казахстан», «О республиканском бюджете» на текущий год и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.
Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющимся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.
Местные бюджеты (областей,
городов, районов) в Казахстане занимают
по доходам и расходам в пределах
50% от объемов средств
В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:
1) централизация системы
форм и методов управления
движением финансовых ресурсов
как отражение более общего
процесса развития
2) децентрализация финансов
с усилением функций местных
органов власти и управления
в формировании и
Вторая тенденция
Принципом администрирования
финансовых отношений является возможность
осуществления контрольной
Мировая финансовая теория
и практика определяют, что местные
(локальные) бюджеты функционируют
как самостоятельная часть
С другой стороны, регионы
представляют собой части единого
хозяйственного комплекса, находящегося
в определенной соподчиненности, и
не могут существовать вне него.
Содержание и характер регионального
воспроизводства определяются основными
закономерностями развития всего общественного
воспроизводства. Поэтому предполагается
необходимость централизма в
управлении в разумных, обусловленных
реальным состоянием производства пределах.
Экономическая
Одним из важных условий
экономической
Общий принцип определения
оптимального сочетания централизованного
и местного начал в управлении
экономикой региона формулируется
следующим образом: централизм в
определении стратегии
Оперативно-хозяйственная
самостоятельность требует
В странах с развитой рыночной
экономикой перераспределение
Суть теории состоит в том, что всё государственное хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внимания оказываются следующие вопросы:
- оптимальное количество
уровней управления
- оптимальное распределение
полномочий между уровнями
- уровень наиболее эффективного
финансирования социальных
- степень вмешательства центрального правительства в управление и финансирование местных органов власти;
- доля собственных средств в финансировании расходов местных органов власти и управления;
- форма контроля за расходованием средств на всех уровнях государственной экономики.
Политика фискального федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных органов управления от центра. Это путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счет развития налоговой автономии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (экологические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.
Опыт развития территориального управления в других странах подтверждает необходимость децентрализации управления, предоставления местным органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства -Казахстану, термин фискальный федерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.
До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным кризисным положением бюджетно-финансовой сферы.
2.3 Доходы и расходы местных бюджетов
Поступления в местные бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды:
-доходы местных бюджетов;
- полученные официальные
трансферты от вышестоящих
- погашения основного долга по ранее выданным из местных бюджетов кредитов.
В свою очередь, доходы состоят из:
- поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;
- неналоговых поступлений;
- доходов от операций с капиталом.
Закрепленные за местными бюджетами налоги, сборы и обязательные платежи включают:
-корпоративный подоходный
налог, собираемый в
-акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес;
-индивидуальный подоходный налог;
-социальный налог;
-налог на имущество;
-земельный налог;
-налог на транспортные средства;
-доля Республики Казахстан
по разделу продукции по
-сборы, платы, пошлины
(за исключением сбора за
Неналоговые поступления в местные бюджеты включают:
-дивиденды на акции
предприятий, являющихся
-доходы от лотерей, проводимых местными органами;
-вознаграждения (интересы)
за кредиты из местных
-поступления от продажи
имущества, принадлежащего
-поступления от реализации
услуг со стороны
-поступления от аренды
имущества коммунальной
-поступления от
-поступления от аренды земельных участков;
-платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды;
-прочие административные сборы;
-административные штрафы
и санкции, взимаемые
-иные поступления,
Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.
В этом аспекте является
актуальной проблема перераспределения
поступлений через
Проблемы местных бюджетов
состоят также в том, что отрасли
хозяйства, составляющие их собственность,
не только не дают доходов для формирования
бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения
культуры и искусства, коммунальная
инфраструктура - водопровод, транспорт,
служба очистки и др.), но являются
убыточными и поглощают значительную
часть средств местных
В расходах местных бюджетов преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи.
Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.
Достаточно велик удельный
вес расходов на официальные трансферты
— изъятие средств из местных
бюджетов для передачи вышестоящему
бюджету (в данном случае республиканскому).
Бюджетные изъятия совершаются
в областях, которые в связи
с более высоким экономическим
уровнем развития или по природным
условиям имеют налоговую базу выше
средней по стране и, соответственно,
более высокий уровень
Что касается доли расходов
местных бюджетов в расходах государственного
бюджета по отдельным функциональным
группам, то по направлениям финансирования
социально-бытовой
-жилищно-коммунальное
-здравоохранение - 86,1%;
-образование - 84,0%;
-культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
-транспорт и связь - 62,8%.
Довольно значительны объемы расходов по другим группам:
-финансирование экономики в целом - 46,4%;
-управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
-общественный порядок и безопасность - 23,4%.
Состав и структура
поступлений и расходования средств
на местном уровне зависят от факторов,
определяющих степень социально-
Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Алматинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну, но во втором случае преобладают расходы на образование (80%), здравоохранение (71%), на управление (60%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (90%).