Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Целью работы является исследование доходов и расходов местных бюджетов.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- Изучить экономическое содержание бюджета и бюджетной системы Республики Казахстан
-показать теоретические основы формирования и исполнения местных бюджетов;
-проанализировать поступление и расходование средств местных бюджетов.
Факультет «Учет и финансы»
Кафедра «Финансы»
Реферат на тему: «Сущность финансов на современном этапе»
АСТАНА 2013
Введение
Актуальность исследования: местные бюджеты играют важную роль в местных финансах которые охватывают экономические отношения посредствам чего местные органы управления мобилизируют распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функции часть общественного продукта в денежной форме.
Местный бюджет является финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления. В Республике Казахстан местные бюджеты занимает по доходам -35%, по расходам -40% от общего объема средств государственного бюджета.
В настоящее время отрабатывается
законодательный механизм перераспределения
компетенции органами местного самоуправления.
Существует серьезное отставание теоретических
и практических разработок в области государственных
финансов.
Важная роль в реформировании
бюджетных отношении отводится
местным бюджетам. Местные бюджеты
принято считать низовым звеном бюджетной
системы Республики Казахстан. Вместе
с тем они являются фундаментом бюджетной
системы не укрепив который нельзя координально
улучшить бюджетные взаимоотношения в
соответствии с функциями возлагаемыми
на каждый уровень государственной власти.
К компетенции местных органов власти
наиболее тесно связанных с населением
относится решение многих вопросов: социальной
защиты населения, жилья, здравоохранения,
образования, транспорта, коммунального
хозяйства, экологии. Для финансирования
данных расходов местным органам самоуправления
необходим достаточный уровень доходных
источников местных бюджетов.
Одним из основных принципов
построения и функционирования бюджетной
системы Республики Казахстан является
принцип самостоятельности
В понятии "межбюджетные
отношения" входит не только получение
финансовой помощи, но и законодательное
распределение доходов и
Перед органами местно самоуправления
возникает масса вопросов: как
собрать налоги (получение которых
зависит от выполнения плана товарооборота,
финансового состояния
Разработка единой, научно обоснованной
методики определения социальных нормативов
расходования бюджетных средств, учитывающей
инфляционные процессы. Различие потребностей
социальных расходов, обеспечит объективность
в определении размеров минимального
бюджета вместе с тем необходимо использовать
регулирующие налоги не только как инструмент
вертикального и горизонтального выравнивания
доходов соответствующих бюджетов, что
позволит уменьшить потребность в трансфертах
и других видах межбюджетной помощи.
Целью работы является исследование доходов и расходов местных бюджетов.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- Изучить экономическое
содержание бюджета и
-показать теоретические
основы формирования и
-проанализировать поступление
и расходование средств
Практическая значимость:
Основные идеи и выводы исследования
могут быть использованы как рекомендации
для эффективности
1 Бюджетная система Республики Казахстан
1.1 Экономическое
содержание бюджета и
Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.
Существование бюджета в
качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено
самим обществом, развитие которого
нуждается в соответствующих
централизованных ресурсах. Централизация
денежных средств необходима для
организации бесперебойного кругооборота
фондов в масштабах всего народного
хозяйства для обеспечения
Существование специфической
бюджетной среды стоимостного распределения
обусловлено также природой и
функциями государства. Именно оно
нуждается в централизованных средствах
для финансирования областей, развивающихся
ускоренными темпами, для проведения
социально-культурных мероприятий
в масштабах всего общества, решения
задач оборонного характера, покрытия
общих издержек государственного управления.
Поэтому. На наш взгляд, совокупность
этих финансовых отношений выражается
через экономическую категорию
«государственный бюджет», объективная
необходимость которой
В государственном бюджете
реально воплощен принцип финансовой
централизации, который осуществляется
государством. Централизованные финансовые
ресурсы позволяют государству
обеспечивать запланированные темпы
и пропорции общественного
Как особая область стоимостного
распределения государственных
бюджет выполняет специфическое
общественное назначение – служит
удовлетворению общегосударственных
потребностей. За счет бюджетных средств
осуществляются затраты по расширению
производства, связанные с необходимостью
ускорения научно-технического прогресса
и достижения запланированных сдвигов
в отраслевой и территориальной
структуре общественного
Итак, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Является особой экономической
формой распределительных отношений,
связанной с обособлением части
стоимости общественного
предназначен для
выражает такую стадию
стоимостного распределения, которая
непосредственно не связана с
движением общественного
пропорции и формы бюджетного
распределения стоимости
область бюджетного распределения
занимает центральное место в
составе финансов, выполняя ведущую
роль по отношению к другим звеньям
финансовой системы (финансам хозяйствующих
субъектов, налогам и т.д.). Это
обусловлено теснейшей
Таким образом, государственный
бюджет, как и любая другая экономическая
категория, выражает производственные
отношения в денежной форме и
имеет соответствующее им материально-вещественное
воплощение: бюджетные отношения
материализуются (осуществляются) в
централизованном фонде денежных средств
государства. В результате реальные
экономические (распределительные) процессы,
происходящие в обществе, получают
свое выражение в потоках
Бюджетные ресурсы – это экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Итак, как экономическая
категория государственный
1.2 Функционирование бюджетной системы Республики Казахстан
Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, которое происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Это – специфические формы функционирования самого государственного бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения. Доходы и расходы – категории отдельного (особенного) по отношению к более общей категории – государственному бюджету. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Более подробно это будет рассмотрено в следующих параграфах.
На наш взгляд, в настоящее
время содержание экономической
категории часто не увязывается
с механизмом ее практического использования.
Наряду с объективными формами существуют
организационные, представляющие внешнее
проявление экономических отношений;
они – продукт человеческой деятельности,
объективны, хотя и зависят от того
конкретного экономического содержания,
которое заключено в них. Организационные
формы в сфере бюджетных
Все эти процессы осуществляются
планомерно в определенной последовательности.
Итак, плановый характер бюджетных
связей, плановая форма движения централизованного
фонда денежных средств государства
приводят к тому, что бюджетные
связи отражаются в соответствующем
финансовом документе – основном
финансовом плане страны. В нем
предусматриваются те распределительные
процессы, которые составляют экономическое
содержание бюджета; специфические
статьи доходов и расходов основного
финансового плана показывают источники
формирования и направления использования
централизованного фонда
Основной финансовый план является продуктом деятельности государства, в нем выражена воля государства, отражающего интересы народа. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете. К сожалению, в настоящее время, рассматривается и утверждается республиканский, а не государственный бюджет.