Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель работы определила задачи:
1. Изучить понятие бюджетного федерализма
2. Рассмотреть принципы бюджетного федерализма
3. Раскрыть все достоинства и недостатки федерализм
4.Рассмотреть основные модели бюджетного федерализма за рубежом
5.Проанализировать бюджетный федерализм в России в настоящее время
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА .5
1.1.ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА……………………………5
1.2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА …………………………7
1.3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………..………12
2.1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………………………………12
2.2. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА США………………..……15
2.3. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ГЕРМАНИИ……………..17
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ………………………………………………………………………….20
3.1. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ....................................................................................................................20
3.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ……………………….22
3.3. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ МОДЕЛЯМИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………31
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных характеристик федеративного
государства является соответствие
базовых направлений
Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе, затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.
Взаимодействия между центром и регионами - бюджетный федерализм - становится все более актуальным вопросом. В последние годы существенно возросла ответственность субъектов и органов местного самоуправления за обеспечение социальных гарантий на их территориях.
Целью данной курсовой работы является изучить сущность финансово- бюджетного федерализма.
Цель работы определила задачи:
1. Изучить понятие бюджетного федерализма
2. Рассмотреть принципы
3. Раскрыть все достоинства и недостатки федерализм
4.Рассмотреть основные модели бюджетного федерализма за рубежом
5.Проанализировать бюджетный
федерализм в России в
В ходе исследования применялись как общенаучные методы исследования (наблюдение, логический и структурно-функциональный анализ, комплексность, аналогия), так и специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка).
Глава 1.Сущность финансово-бюджетного федерализма
1.1.ПОНЯТИЕ бюджетного федерализма
Понятие «бюджетный федерализм» первоначально появилось в зарубежной экономической литературе и употреблялось для характеристики бюджетных систем и федеративных, и унитарных государств, отличавшихся высоким уровнем децентрализации государственной власти, но различия между федеративными и унитарными государствами становятся все менее чётким. В первых идут процессы централизации, во вторых - децентрализации. Но нецелесообразно считать подлинно федеративными межбюджетные отношения, складывающиеся в унитарных государствах, так как независимо от степени децентрализации в них отсутствует субфедеральный уровень государственной власти, дополняющий государственные полномочия федерального центра и в ряде случаев составляющий ему конкуренцию по их выполнению.
Суть бюджетного федерализма проявляется через эффективную систему межбюджетных отношений. В свою очередь, межбюджетные отношения представляют собой единый взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс, с одной стороны, распределения расходных полномочий между различными уровнями власти, а, с другой - распределение доходных полномочий и финансовой помощи между звеньями бюджетной системы. Поэтому целесообразно рассматривать во взаимосвязи понятия «межбюджетные отношения» и «бюджетный федерализм».
Любая модель бюджетного федерализма, будучи формой организации межбюджетных отношений, основывается на трех главных составляющих, которые являются условиями ее эффективного функционирования: во-первых, на четком разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, на наделении соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами; в-третьих, на сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны некий стандарт государственных услуг.
Одной из центральных проблем
Для бюджетного федерализма характерно:
- самостоятельность бюджетов
- законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между
- соответствие финансовых
- нормативно-расчетные (
- наличие специальных процедур
предотвращения и разрешения
конфликтов между различными
уровнями власти и управления,
достижение
Реализация концепции
Таким образом, бюджетный федерализм - одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.
Федерация как форма государственного
устройства с юридической точки
зрения - это единое государство, объединяющее
в своем составе территории субъектов,
представляющих собой самостоятельные
государственные образования, обладающих
публичной властью в отношении
тех вопросов, которые не относятся
к компетенции федеральной
Принцип федерализма переносит
свою сущность на бюджетную деятельность
государства. Основной целью развития
бюджетного федерализма является установление
четкого разграничения
В мировой практике сущность бюджетного
федерализма определяется как нормативно-
Первым и основным является принцип
достаточной необходимости
Вторым принципом является принцип альтернативы, согласно которому, федеральные законы по предметам совместного ведения должны, кроме специально закрепленных случаев, содержать возможные варианты решения возникающего вопроса, при этом один из которых должен быть выбран на уровне субъекта.
Третьим принципом является принцип
позитивного обязывания, согласно которому
при разграничении полномочий по
предметам совместного ведения
нужно выделять те полномочия субъектов,
которые они обязаны выполнять
за счет своих бюджетных средств
и за которые должны нести конституционно-правовую
ответственность.[ Рябов Е.В. Принципы
разграничения полномочий по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
К четвертому принципу можно отнести
принцип бюджетной
Вышеуказанные принципы разграничения полномочий нуждаются в соответствующем правовом закреплении.
Государственная целостность федеративного
государства и обеспечение его
суверенитета в значительной мере зависят
от создания согласованных и гласных
финансовых отношений между федеральным
центром и субъектами Федерации.
Решающим условием эффективного функционирования
федеративного государства
1.3. Достоинства и недостатки бюджетного федерализма
Федерализм как форма
Достоинства федерализма заключаются в следующем:
1. Федерализм предусматривает на
национальном уровне сочетание
внешнего единства и
2. Федеральная форма устройства
государства позволяет
3. Благодаря значительному
4. Для контроля населением за
осуществлением
Недостатки федеративного
1. Возможно возникновение
Информация о работе Сущность финансово-бюджетного федерализма в России