Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель работы определила задачи:
1. Изучить понятие бюджетного федерализма
2. Рассмотреть принципы бюджетного федерализма
3. Раскрыть все достоинства и недостатки федерализм
4.Рассмотреть основные модели бюджетного федерализма за рубежом
5.Проанализировать бюджетный федерализм в России в настоящее время
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА .5
1.1.ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА……………………………5
1.2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА …………………………7
1.3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………..………12
2.1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………………………………12
2.2. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА США………………..……15
2.3. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ГЕРМАНИИ……………..17
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ………………………………………………………………………….20
3.1. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ....................................................................................................................20
3.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ……………………….22
3.3. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ МОДЕЛЯМИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………
Достижение его обеспечивается требованием Основного закона Германии (Конституции) о необходимости установления по всей стране единообразных условий жизни населения.
Германская модель бюджетного федерализма создала высокую степень однородности региональных общественно полезных услуг для населения. Использование ее позволило в короткие сроки за счет массивных трансфертов в земли Восточной Германии создать современную социальную инфраструктуру, продвинуть вперед предпринимательство и, что очень важно, стабилизировать общественную жизнь.
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.() В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов [13, с.5].
Российская административная система
состоит из трех уровней. Федеральное
(центральное) правительство является
первым уровнем. Второй уровень включает
89 субъектов Федерации, которые характеризуются
определенной степенью автономности по
отношению к федеральному правительству.
Статус субъектов Федерации
Российская Федерация в
Российская конституционная
Необходимо отметить «Программу развития бюджетного федерализма». Результатом ее стало четкое разграничение расходных полномочий, закрепление за бюджетами всех уровней доходных источников. Самое главное – принята основополагающая часть закона о разграничении полномочий. Принято решение по самостоятельности каждого из уровней бюджетной системы, закреплению соответствующих доходных источников, расходных обязательств. Приняты необходимые поправки в бюджетное законодательство, которые позволяют выстроить систему межбюджетных отношений, необходимую для четкого функционирования каждого из уровней бюджетной системы и др.
Изменения, внесенные в бюджетное и налоговое законодательство России в 2009-2012 гг., еще больше усилили эту тенденцию. И без того высокая степень концентрации средств в федеральном бюджете на стадии первичного распределения налогов по вертикали бюджетной системы заметно возросла. Регионы же, сохранив за собой основную массу расходных обязательств, потеряли значительную часть налоговых источников. В результате повысилась их зависимость от поступлений из федерального бюджета. Тем самым была существенно подорвана финансовая база региональных и местных бюджетов, и резко увеличился объем встречных финансовых потоков.
Передача федеральным органам государственной власти полномочий по формированию и распределению доходной базы региональных и местных бюджетов с этого времени стала неотъемлемым элементом организации бюджетного процесса.
В целом федерализм не является приоритетным направлением в России, и реформа межбюджетных отношений играет подчиненную роль по отношению к другим реформам. Другие основные структурные реформы общественных институтов, таких как правовая система, плохо скоординированы или вообще не скоординированы с текущей реформой межбюджетных отношений. Это объясняется тем, что федеральное правительство еще не сформулировало долгосрочную стратегию социального и экономического развития страны, которая позволила бы координировать экономическую и финансовую деятельность всех членов Федерации.
В области бюджетного федерализма
в настоящее время существует
множество крупных правовых проблем.
К числу таковых следует
Отсутствуют базовые законы в сфере федерализма. Этот пробел восполняют внутригосударственные договоры и соглашения, способствующие конкретизации общих принципов и направлений государственной, региональной и национальной политики. Заключено 42 договора с органами власти 46 субъектов РФ и более 250 соглашений.
Самым важным недостатком современной
модели бюджетного федерализма в
России является то, что федерализм
имеет отношение больше к федеральному
правительству, чем к эффективным
экономическим и финансовым отношениям
между федеральным
Продолжающаяся модернизация бухгалтерского учета и отчетности повышает открытость российской системы бюджетного федерализма, но еще больше централизует ее. На практике это позволяет правительствам более высокого уровня осуществлять надзор и контроль над местными финансами, однако не облегчает доступ населения и инвесторов к региональной и местной информации финансового характера и не способствует росту финансовой ответственности региональных и местных органов власти. Бухгалтерские отделы большинства местных и региональных органов власти загружены ненужной бюрократической отчетностью и имеют раздутый штат сотрудников по сравнению с бухгалтериями в более развитых европейских странах. Наиболее действенным стимулом финансовой открытости в России продолжают оставаться федеральный надзор и контроль вместо усиления подотчетности или более автономного руководства на региональном и местном уровнях.
Весьма актуальной остается и проблема формирования и управления бюджетами муниципальных образований. Без расширения прав местного самоуправления по вопросам как доходных, так и расходных полномочий бюджета принципы местного самоуправления, закрепленные в Конституции, останутся попросту декларированными. Местные бюджеты, при их продекларированной самостоятельности, фактически формируются субъектами Федерации. Собственные доходы составляют незначительную долю в общем объеме доходов местных бюджетов. Недостатком местных бюджетов является низкий уровень собственных доходов по сравнению с отчислениями от регулирующих налогов.
Бюджетному федерализму
в России для дальнейшего развития
и эффективного действия не хватает
Конституционного закрепления. Существующие
пробелы в Конституции, касающиеся
общих вопросов бюджета, бюджетного
процесса, бюджетного выравнивания и
других, порождают проблемы в текущем
законодательстве (коллизию норм, например).
Неопределенность содержания законодательного
регулирования, допускает возможность
неограниченного усмотрения в процессе
правоприменения и ведет к
произволу, а значит - к нарушению
принципов равенства и
Главными направлениями
Для отстающих регионов экономическая
политика государства включает активное
участие Федерации в программах
перестройки их экономики, формировании
условий для привлечения
Совершенствование финансовых
взаимоотношений между
На сегодняшний день наиболее актуальной
является выработка стратегии развития
бюджетного федерализма, в этой связи
для России весьма полезен опыт зарубежных
стран. Проводя параллели между
различными системами можно составить
оптимальную стратегию
Особенностью американской системы как было сказано выше то, что полномочия в области налогообложения всех штатов и федерального правительства практически независимы. При условии соблюдения конституционных положений штаты вправе вводить любые налоги по любым ставкам. В России такие полномочия у субъектов Федерации отсутствуют. В Налоговом Кодексе РФ определено, какие налоги имеют право взымать субъекты Федерации. Они уполномочены определять только ставку налога в определенных рамках. Правительство США всегда осуществляет администрирование своими собственными налогами, а местные органы власти могут вводить свои дополнения к налогам штатов. Распределяемые налоги, которые являются отличительной чертой немецкой фискальной системы, в США практически отсутствуют. Для России характерны распределяемые налоги, в отличие от США.
Для устранения существующих горизонтальных
диспропорций используются главным
образом целевые бюджетные
Исходные предпосылки
Германия более схожа с Россией, как в истории образования, так и в истории развития. Но при этом у каждой страны существуют свои особенности и отличия. Рассмотрим их.
В Германии главными административно-
В России распределение компетенций строится на тех же принципах, но оно недостаточно четкое и не имеет прочной нормативной базы.
В Германии в соответствии с Основным
законом федерация и земли
в финансовом отношении независимы
и ведут бюджетное хозяйство
самостоятельно, общины же являются частью
земель, и их бюджеты подконтрольны
землям. Таким образом, в Германии
сложилась трехуровневая
Информация о работе Сущность финансово-бюджетного федерализма в России