Сущность финансово-бюджетного федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила задачи:
1. Изучить понятие бюджетного федерализма
2. Рассмотреть принципы бюджетного федерализма
3. Раскрыть все достоинства и недостатки федерализм
4.Рассмотреть основные модели бюджетного федерализма за рубежом
5.Проанализировать бюджетный федерализм в России в настоящее время

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА .5
1.1.ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА……………………………5
1.2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА …………………………7
1.3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………………..………12
2.1.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………………………………12
2.2. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА США………………..……15
2.3. МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА ГЕРМАНИИ……………..17
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО- БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ………………………………………………………………………….20
3.1. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ....................................................................................................................20
3.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ……………………….22
3.3. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ МОДЕЛЯМИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

В Конституции России вообще нет  раздела, посвященного финансовым вопросам. Многие аспекты межбюджетных взаимоотношений  регулируются принимаемыми ежегодно законами о федеральном бюджете, но в них  оговариваются вопросы, связанные  только с Федерацией и ее субъектами, т. е. в России на федеральном уровне закреплена двухуровневая система бюджетных взаимоотношений.

В целом и по общим принципам  организации межбюджетных отношений, и по степени децентрализации  бюджетной системы Россия и Германия вполне сопоставимы друг с другом. Однако за сходной внешней формой кроются весьма различные механизмы  регулирования межбюджетных отношений.

Основным источником доходной части  государственного бюджета как в  Германии, так и в России являются налоги. Также сходной чертой является большое количество распределительных  налогов.

Российская система вертикального  распределения налогов во многом сходна с германской, однако имеет  немало и отличий. Во-первых, к общим  здесь относится большинство  налогов. Во-вторых, в России так  и не удалось добиться реального  выравнивания положения субъектов  Федерации в бюджетной системе. В-третьих, специфично для России использование  на уровне субъектов Федерации механизма, предусматривающего соединение в одном  налоге ставок, устанавливаемых органами управления различных уровней, при  введении вышестоящими органами определенных предельных ставок.

В отличие от Германии в России горизонтальное перераспределение  почти отсутствует. Существующий фонд финансовой поддержки субъектов  Федерации является лишь аналогом дополнительных субсидий федерации в Германии.

В области разграничения источников опыт РФ во многом схож с опытом Германии: в обеих странах установлено единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, а также единая налоговая система по всей федерации.

Подводя итог вышесказанному, можно  утверждать, что применить германскую модель в России в чистом виде в  системе перераспределения бюджетных  ресурсов из-за наличия диспропорций между субъектами Федерации, как  в доходах, так и в расходах на душу населения не представляется возможным. Ее необходимо адаптировать к специфике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства  в такой форме, которая, обеспечивая  единство и согласованное функционирование крупного как целостной организации  политической власти, допускает существование  и развитие в его пределах структурных  единиц. Понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения  между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации  на основе сочетания принципов централизма  и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных  полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения  в бюджетной системе при высокой  степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной  политики исходя из единства общегосударственных  интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной  Федерации, проживающих на территориях  субъектов Федерации и входящих в них местных территориальных  образований.

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной  модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в  том, что она предполагает партнерские  отношения между федеральным  центром и субъектами Федерации  по бюджетным вопросам.

Несмотря на ряд  существенных различий в системах бюджетного федерализма иностранных государств, в них существуют общие закономерности, которые целесообразно учитывать  при развитии бюджетно-налоговых  отношений между федеративным центром  и субъектами РФ.

В целом, эффективное функционирование любой модели бюджетного федерализма  предполагает:

―        четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам;

―        наделение соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами;

―        сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов для обеспечения на всей территории страны некоего стандарта государственных услуг.

Как показывает мировой опыт, ни одной  стране не удалось создать идеальную  модель фискального федерализма: под  влиянием политических, исторических и национальных факторов сложилось  множество бюджетных систем, заметно  различающихся между собой и, как правило, противоречащих оптимальной  теоретической модели.

Становление и развитие систем бюджетного федерализма обычно осуществляется методом проб и ошибок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации  (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 г.)

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 27 апреля 2013 г. N 145-ФЗ (с  изменениями и дополнениями)

3. Васильев, А.И. Модернизация российского федерализма в последние десятилетия / М. Делягин // Экономика и жизнь. - 2012г. -№ 15. - С. 3.

4. Лавров А. Н. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация/ Лавров А.Н.//Вопросы экономики.-2013г.- № 8.- С.13-18.

5. Рагозина, О.Н. Современный федерализм в России и за рубежом/ Рагозина О.Н., Смирнов Т.А. // Экономический анализ: теория и практика.-2012г. -№9.- С.23-28.

6. Шуба В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей /. Шуба В. Б., М. Делягин//Финансы. -2011г.- № 8.- 25-29.

7.  Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации / Александров И. М.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2012.-345с.

8. Балтина А.М., Финансовые системы зарубежных стран: учебное пособие/ Волохина В.А., Попова Н.В. - М.: Финансы и статистика, 2010.-415с.

9.Баглай М. В. Модель российского федерализма. / Баглай М. В. - М.: «Норма», 2010. – 417с.

10. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов / Березин М.Ю. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013.-342с.

11. Виноградов В. В. Экономика России: учебное пособие/ Виноградов В. В. – М.: ЮРИСТЬ, 2012.- 321с.

12. Гирева А. Н. Финансовое право: учебное пособие / Гирева А. Н.- М.: «Юрайт», 2006.-234с.

13. Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма/ Галицкая С.В.  - М.: «Экзамен», 2002. -324с.

14.Иванов В.В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма / Иванов В.В., Соколов Н.А., Петрова В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2010. – 512с.

15. Ковалева В. В. Финансы: учебное пособие/ В. В. Ковалева.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби,2011.-233с.

16. Мишин А. А. Американский федерализм/ Мишин А. А.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 256с.

17. Марченко Г. В., Финансовые механизмы межрегионального выравнивания/ Марченко Г. В., Мачульская О. В.- М.: «Пересвет»,2012.- 325с.

18. Назаров, В.С. Эволюция моделей федерализма - российский и зарубежный опыт // Экономическая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010.- 434 с.

19.Фадеев Д.Е. Проблемы соблюдения основных положений теории бюджетного федерализма в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации / Фадеев Д.Е. – М.: Законодательство и экономика. 2012.-125с.

 20. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / По ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 703 с.

21.http://.allbest.ru/

22.http://www.consultant.ru

 


Информация о работе Сущность финансово-бюджетного федерализма в России