Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:24, лекция
1. Основные понятия, цели и задачи бюджетирования.
2. Процесс подготовки и принятия бюджета.
3. Ответственность за исполнение бюджета.
4. Классификация бюджета.
5. Процесс контроля бюджета
Если составление бюджета методом «от достигнутого» невозможно, то применяется методика «с нулевого базиса». Бюджет с нулевого базиса чаще всего используется для нового предприятия и (или) вновь созданного. Этот подход характеризуется тем, что зависимость между входными и выходными ресурсами пересматривается заново. Такой взгляд позволяет по-новому оценить обоснованность норм расхода и целесообразность видов деятельности.
По методу разработки бюджеты классифицируются на статистический и гибкий.
Статистический бюджет – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируются по фактическим показателям без каких-либо корректировок. Статистический бюджет отражает факт полученного результата. Статистические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статистический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статистический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.
Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объемов реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. Сравнивая статистический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных ситуаций. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателям может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:
Озо = Ипост + ОР*Ипер
Где Озо – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;
Ипост – запланированный объем постоянных статей бюджета;
Ипер – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 9 из 13 |
ОР – объем выпуска или реализации продукции.
По широте номенклатуры затрат разделяют функциональный и комплексный.
Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и др. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и др.
По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.
Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров ответственности. Они состоят из двух разделов: 1)текущие расходы; 2)доходы от текущей хозяйственной деятельности.
Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции –товаров или услуг.
Капитальный бюджет представляет собой форму доведения конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).
По способу планирования бюджеты следует разделять на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается на годовой основе, с разбивкой по кварталам, месяцам. При составлении скользящих бюджетов, используется метод непрерывного планирования, когда к текущему периоду добавляется новый, учитывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения. Скользящие бюджеты показывают, что планирование – это не единовременное событие, которое происходит одни раз в году, когда составляется бюджет, а непрерывный процесс, и руководители вынуждены постоянно отслеживать дальнейшие перспективы.
В зависимости от периода составления бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочный бюджет составляется на период до 1 года, среднесрочный – на два-три года, долгосрочный – на три года и более. Краткосрочный бюджет предполагает более подробное планирование, среднесрочный сочетает планы по достижению долгосрочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный носит ориентировочный характер и детализируется с помощью краткосрочных планов.
Бюджет может охватывать любой временной период, причем чем больший интервал охватывает бюджет тем он менее надежен, особенно в условиях нестабильности и неопределенности. В основном период составления бюджета зависит от особенностей бизнеса, уровня детализации показателей и поставленных управленческих задач.
Бюджетный контроль – неотъемлемая часть системы бюджетирования. Этот процесс позволяет определить степень достижения организацией установленных корпоративных целей, используя финансовые механизмы.
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 10 из 13 |
Оперативный контроль осуществляется по срокам, подразделениям, ответственным лицам.
Процедуры контроля исполнения бюджета обеспечивают возможность проведения корректирующих воздействий после окончания отчетного периода.
Эти процедуры включают:
Процесс бюджетного контроля начинается с постановки задач выбора альтернативных вариантов развития организации на стадии формирования системы бюджетов. Различают три вида бюджетного контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль проводится до начала выполнения действий намеченных организацией. Его задачи установить контроль до того, как могут возникнуть какие-либо трудности, препятствующие выполнению планов. При этом типе контроля даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции к тому или иному моменту в будущем, рассматриваются необходимые для этого ресурсы.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Задача его заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении по возможности корректирующих действий. Для текущего контроля важно определить круг показателей, которые поддаются корректировке, и осуществить эффективное организационное обеспечение. Основная значимость текущего бюджетного контроля состоит в том, что корректирующие действия по исполнению бюджета производятся тогда, когда существует возможность исправления. Тем самым приближая фактические результаты к бюджетным.
Заключительный контроль осуществляется по истечении заранее определенного периода времени, сопоставляя фактические результаты и бюджетные показатели. В отличие от текущего контроля, заключительный контроль не обладает оперативным корректирующим действием, но позволяет решить следующие задачи:
Организационной формой результатов заключительного контроля, как и текущего, являются отчеты по исполнению бюджета, которые сводятся воедино информацию по планированию и фактическому выполнению бюджетных показателей. Следовательно, в отчетах должно содержаться три вида информации:
1)информация о планируемых результатах; 2)информация о фактических показателях;
3)отклонения между фактическими показателями и бюджетными, сопровождающиеся пояснениями.
Кроме основной информации, в о
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 11 из 13 |
руководителю данного центра ответственности, приводить для сравнения данные предыдущих периодов и аналогичных подразделений.
Менеджеры ЦФО постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми определяют отклонения и анализируют их. Цель учета по центрам ответственности состоит в накоплении данных о затратах и доходах по каждому центру, чтобы отклонения по сметам были отнесены на ответственное лицо.
Выявленные в процессе бюджетного контроля отклонения классифицируются в первую очередь как благоприятные и неблагоприятные по отношению к общему планируемому результату хозяйственной деятельности.
Значительные неблагоприятные отклонения проверяются на принадлежность к контролируемым или неконтролируемым факторам, и производится, по возможности, необходимая коррекция, если отклонения являются контролируемым.
В случае возникновения благоприятного отклонения оно должно быть проанализировано так, чтобы закрепить положительный аспект в корпоративной политике.
Если отклонение находятся вне управляющего контроля и невозможно становится корректирующее воздействие, производится корректировка бюджета.
Анализ отклонений между реальными результатами и данными сметы позволяет:
Эффективность контроля по отклонениям зависит от систематичности контроля, а также от того, насколько при разработке системы взаимосвязанных бюджетов удалось соблюсти баланс прав и ответственности. Менеджеры каждого уровня и подразделения должны отвечать за выполнение бюджета по тем ресурсам, на использование которых они оказывают непосредственное влияние, которыми имеют право распоряжаться.
Для сопоставимости плановых показателей с фактическими рекомендуется пользоваться показателями гибкого бюджета или удельными нормами затрат.
Чтобы правильно контролировать исполнение затрат, необходимо скорректировать бюджетные данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции. С это целью составляется гибкий бюджет, на основе которого проводится анализ
Гибкий бюджет можно использовать в предплановом и послеплановом периодах: в первом случае это позволит выбрать оптимальный вариант объема продаж и производства, во втором – точно оценить результаты деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений.
Переменные и постоянные расходы играют разную роль в оценке исполнения сметы. Постоянные расходы не корректируются с изменением объема фактического объема продукции по сравнению с планом (бюджетом), а если возникают отклонения фактических затрат от плановых то анализируется причина их появления.
Переменные расходы должны быть пересчитаны в бюджете на фактическое исполнение объема работ (на основе удельных переменных затрат, приходящихся не единицу продукции, и фактического объема работ).
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 12 из 13 |