Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:24, лекция
1. Основные понятия, цели и задачи бюджетирования.
2. Процесс подготовки и принятия бюджета.
3. Ответственность за исполнение бюджета.
4. Классификация бюджета.
5. Процесс контроля бюджета
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 13 из 13 |
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» Кафедра финансово-экономических дисциплин Направление 080200.62 Менеджмент Бюджетирование
Преподаватель: Михайлова Е.В.
к.э.н., доцент
e-mail: tranz-volga@yandex.ru
План:
1. Бюджет движения денежных средств.
1.
Цели и задачи составления бюджета движения денежных средств
Главная задача бюджета движения денежных средств - проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется коммерческой организации.
Цель его составления – поддержания баланса денежных средств, а также определение размеров дополнительного финансирования при временном дефиците денежных средств.
Необходимость подготовки данного документа обусловлена следующим:
понятия «доходы» и «расходы» в бюджете доходов и расходов не отражают действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному интервалу, в котором последняя будет отгружена потребителю;
в бюджете доходов и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности коммерческой организации: производственной, финансовой и инвестиционной.
Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В разрезе каждого вида деятельности подсчитывается величина чистых денежных средств (денежного потока).
Текущей считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. с производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 1 из 5 |
аренду и др.
Инвестиционная деятельность организации связана с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.
Финансовая деятельность организации направлена на осуществление краткосрочных финансовых вложений, выпуск облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера.
Составление бюджета движения денежных средств
В течение бюджетного периода потребность в денежных средствах может существенно изменяться. Возможна ситуация, когда показатели бюджета свидетельствуют о достаточной ликвидности коммерческой организации к концу бюджетного периода, а план с разбивкой по кварталам может показать недостаток денежных средств в один или несколько моментов периода. Бюджет с разбивкой по месяцам используется для планирования, а с разбивкой по дням или неделям – для текущего контроля денежных средств. Поэтому важно отслеживать ожидаемые поступления и платежи во временном разрезе.
С целью последующего анализа эффективности использования денежных средств планирования денежных потоков производится по коммерческой организации в целом, в разрезе основных направлений деятельности и по отдельным структурным подразделениям (центрам финансовой ответственности).
В результате составление бюджет движения денежных средств у предприятия может столкнуться как с дефицитом, так и с профицитом денежных средств. Значительные уровни, как, дефицита, так, и профицита являются негативными. Из-за дефицита денежных средств возможно снижение ликвидности активов компании, увеличение кредиторской задолженности. Значительный профицит денежных средств также может послужить причиной убытков предприятия – неиспользованные денежные средства могли бы быть выгодно помещены на банковском счету или вложены в развитие производства.
Бюджет денежных средств включает в себя следующие показатели: 1)приток денежных средств;
5)потребность в дополнительном финансировании.
Сметное планирование прибыли – составная часть разработки бизнес-плана предприятия. Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных, которые содержатся в ранее разработанных сметах.
Сметный расчет финансовых результатов включает три раздела:
Расчет ожидаемого финансового результата. Здесь определяется плановая прибыль организации до налогообложения. Важным фрагментом расчетов является определение себестоимости единицы реализованной продукции (в части переменных затрат), а также
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 2 из 5 |
стоимости запасов материалов и готовой продукции.
Распределение прибыли. В этом разделе запланированная прибыль распределяется на две части: налог на прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении организации (чистую прибыль).
Ожидаемое использование прибыли путем деления на капитализируемую и потребляемую часть. Капитализированная прибыль направляется на прирост производственных основных средств, прирост нематериальных активов, прирост собственных оборотных активов, прирост объема портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, отчисления в резервный фонд. Потребляемая часть прибыли направляется на выплату дивидендов, социальных выплат персоналу, использования на благотворительные цели и др.
В третьем разделе рассматриваемого бюджета рассчитываются два коэффициента
Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия. Если сметная чистая прибыль мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, то необходимо провести дополнительный анализ всех оставляющих сметы и пересмотреть ее, поскольку именно прибыль является внутренним источником текущего и долгосрочного развития, источником возрастания рыночной стоимости предприятия, индикатором его кредитоспособности.
Прогноз баланса – это прогноз состояния активов и пассивов коммерческой организации, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Его назначение – показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для коммерческой организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения.
Прогноз баланса, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов – актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете прибылей и убытков и бюджете движения денежных средств в соответствии с формулой:
Сальдо на конец периода = Сальдо на начало периода + Начисления (из бюджета доходов и расходов) + Поступления (из БДДС) – Выплаты (из БДДС).
Прогнозный баланс составляется на основе ожидаемого балансового отчета, составляемого до завершения отчетного периода. Статьи этого баланса увеличиваются (уменьшаются) с учетом операций, планируемых в предстоящем году.
Обычно разработка данного документа начинается с планирования активов.
Как правило, когда в коммерческой организации планируется рост продаж, то ее активы увеличиваются, поскольку для наращивания производства и сбыта нужны дополнительные
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 3 из 5 |
денежные средства на запасы, оборудование и проч. Активная сбытовая политика обычно приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как большее количество товаров продается в рассрочку, покупателям предоставляется более длительные отсрочки платежей. С ростом активов организации происходит увеличение ее обязательств по оплате поставок материалов, энергии, комплектующих, то есть растет кредиторская задолженность. Рост доходов приводит к увеличению прибыли и, соответственно, налогов.
Для увязки бюджетов доходов и расходов с соответствующим прогнозом баланса анализируется изменение суммы оборотных активов в зависимости от от увеличения (уменьшения) объемов продаж. Для этого оцениваются следующие статьи баланса: запасы сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции, дебиторской задолженность (счета к получению), авансы поставщикам, денежные средства, расходы будущих периодов.
Стоимость внеоборотных активов увеличивается на стоимость приобретаемого оборудования и уменьшается на размер планируемых амортизационных отчислений.
Запасы материалов и готовой продукции должны соответствовать бюджету запасов по материалам и готовой продукции при расчете себестоимости реализованной продукции.
Размер дебиторской задолженности определяется по схеме
Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская задолженность на начало периода + Стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции – поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию.
Остаток денежных средств формируется в бюджете согласно их движению. Сальдо конечное по счетам «касса», «расчетный счет» в соответствие с бюджетом движения денежных средств на конец периода. Остаток денежных средств – это разница между суммой финансирования (прибыль, целевое финансирование, кредиты, и др) и требуемыми текущими и капитальными затратами. В общем случае статьи «Касса, расчетный счет» и «Кредиторская задолженность» являются балансирующими статьями при подготовке прогноза баланса, посредством чего актив и пассив приводятся в равновесие.
Будущую балансовую стоимость внеоборотных активов можно подсчитать путем прибавления к уже имеющейся балансовой стоимости запланированных расходов на основные средства и нематериальные активы и вычитания из этой суммы износа за период и балансовой стоимости реализованных основных средств. Данные по приобретению основных средств в планируемом периоде приведены в инвестиционном бюджете.
Планирование пассива баланса начинается с расчета кредиторской задолженности, которая складывается вследствие возникновения текущей задолженности организации перед поставщиками, персоналом и бюджетом.
Кредиторская задолженность поставщикам материалов определена по формуле:
Кредиторская задолженность на конец периода = Кредиторская задолженность на начало периода + Сумма закупок за период – Сумма оплаты за период
Задолженность по заработной плате отсутствует.
Начисленные налоги (расчеты с бюджетом) можно подсчитать, прибавляя к текущему остатку налоги за период и вычитая выплаты по налогам.
Собственный капитал на конец планового периода равен собственному капиталу на начало периода плюс прибыль после уплаты налогов за период и минус сумма выплаченных дивидендов.
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» |
080200.62 Менеджмент «Бюджетирование» Преподаватель: к.э.н., доцент Михайлова Е.В. |
стр. 4 из 5 |
Размер уставного капитала остается без изменений. Нераспределенная прибыль увеличивается на величину чистой прибыли, полученной в смете прибылей и убытков.
Долгосрочные пассивы получаются как разница между активом баланса и собственным капиталом, краткосрочными обязательствами.
По данным прогнозного баланса и прогнозного бюджета прибылей и убытков рассчитываются основные финансовые коэффициенты в планируемом периоде. Соответствующие финансовые коэффициенты рассчитываются также за год, предшествующий плановому периоду. Сравнение прогнозных значений финансовых коэффициентов с соответствующими характеристиками предшествующего года и общепринятыми нормативами позволяет дать оценку финансового положения компании.