Теоретические основы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
2) провести анализ бюджетной системы РФ;
3) продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.

Файлы: 1 файл

kursovaya_Anya.docx

— 106.04 Кб (Скачать файл)

 

По предварительным данным Министерства финансов Республики Татарстан, по состоянию на 1 апреля 2011 года республиканский бюджет исполнен по доходам на сумму 26427,6 млн. рублей, что на 5551,4 млн. рублей, или на 26,6%, выше показателя аналогичного периода прошлого года.

Исполнение бюджета Республики Татарстан по налоговым и неналоговым доходам составило 19557,4 млн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4532,8 млн рублей, или на 30,2%. Основными источниками доходов являются: налог на прибыль организаций — 7484,2 млн рублей (38,3% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), налог на доходы физических лиц — 3845,0 млн рублей (19,7%), акцизы — 2703,7 млн рублей (13,8%), налоги на имущество — 2313,5 млн рублей (11,8%). Поступления налога на прибыль организаций по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличились на 2864,3 млн рублей, или на 62%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности, составили 2550,2 млн рублей (13% от общей суммы налоговых и  неналоговых доходов), увеличившись по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на 13,4 процента.

Безвозмездные поступления возросли по сравнению с тем же периодом на 1019,0 млн рублей (на 17,4%), составив 6870,0 млн рублей, или 26% от общей суммы  доходов.

Расходы бюджета Республики Татарстан в январе — марте 2011 года профинансированы в объеме 17206,5 млн рублей, что на 2980,0 млн рублей, или на 20,9%, больше уровня прошлого года, в том числе расходы на оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам составили 5307,5 млн рублей, или 30,8% от общей суммы расходов, на оплату труда работников республиканских учреждений — 2723,6 млн рублей, или 15,8%, на приобретение медикаментов, продуктов питания, реализацию мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и другие расходы по социальному обеспечению — 3453,2 млн рублей, или 20,1% от общей суммы расходов. На финансирование капитальных вложений и дорожного хозяйства (без учета расходов по вышеуказанным статьям финансирования) направлено 1195,4 млн рублей, или 6,9% всех расходов бюджета Республики Татарстан.

 

2.3.Направления  повышения эффективности использования  бюджетных средств

Наиболее  важные последние законодательные  изменения в сфере межбюджетных отношений касаются следующих вопросов:

1) Уточнены разграничения расходных бюджетных полномочий между органами власти разных уровней;

2) Установлен порядок разграничения расходных обязательств между бюджетами разных уровней;

3)  Разграничены налоговые доходы между бюджетами разных уровней, отменены расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования; «натуральные» льготы для социальной поддержки различных категорий граждан заменены денежными компенсациями,

4) Скорректированы правила предоставления межбюджетных трансфертов.

Данные  новации способствуют оздоровлению общественных финансов в Российской Федерации, отмечают тенденцию роста  сбалансированности региональных бюджетов. В то же время остается много нерешенных проблем в организации бюджетного устройства.

Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно при наличии двух основополагающих условий: правильном построении межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чётком, справедливом балансе его доходов и расходов.  

В целях усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышение уровня их самостоятельности в использовании инвестиционных средств необходимо осуществить:

1) Совершенствование методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из Фонда регионального развития и порядок предоставления инвестиционной поддержки регионов.

С одной  стороны регионы, получающие наиболее значительные объёмы федеральных инвестиций, но пока числящиеся как дотационные, должны осознать перспективу сокращения этих дотаций. Следовательно, в их интересах  повысить вклад таких инвестиций  в прирост своего экономического и, в частности, налогового потенциала. Для данной категории регионов при  распределении дотаций можно  было бы установить понижающие коэффициенты. С другой стороны, дотационные регионы, не имеющие пока мощной целевой инвестиционной подпитки из федерального бюджета, в  праве рассчитывать на повышающие коэффициенты, то есть на дополнительные объёмы Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации.

2) Законодательное закрепление за субъектами РФ безусловного права на бюджетную самодостаточность. Оно должно быть обеспечено не только за счёт более рационального разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы полностью и/или частично на постоянной основе (по единым нормативам отчислений от «совместных» налогов), но и на базе их сочетания с формально исчисляемыми дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений по таким налогам на временной основе (в пределах одного бюджетного года).

3) Создание системы стимулов, побуждающую органы государственной власти субъектов Российской Федерации развивать экономику регионов и муниципалитетов. В связи с этим необходимо установить систему показателей качества жизни населения, за которые органы власти соответствующего уровня (регионального или местного) должны нести ответственность и отчитываться перед федеральным центром и населением. Ведь повышение качества жизни граждан в сочетании с сокращением расходов на управленческую деятельность за счет более эффективного распределения полномочий между органами государственной власти и выступает одной из главных декларируемых целей происходящих в стране реформ.

Таким образом, решение проблемы повышения  эффективности российской модели бюджетного федерализма, кроется в осуществлении принципа бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности. Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, России надо выбрать для неё более приемлемый вариант или их сочетание.

Наделение региона функциями  и, соответственно, объемами налогов, поступающих  в региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих  средств - если при наделении новой  функцией эффективность их использования  начинает снижаться, регион пока не готов  к ее выполнению. Это – очень  простой пошаговый механизм определения  рационального размера прав и  полномочий региона. В случае если налоговых  поступлений для реализации очередной  функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.

Заключение

В первой главе, начав  с определения бюджета  в целом и дифференциации подходов к нему подошли к самому понятию бюджетной системы, как к наиболее ёмкой категории, в которой были выявлены свои объекты и субъекты. Стало ясно, что в каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период. Несмотря на то, что бюджетная система имеет несколько подходов к своей организации, следует признать, что принципы её едины в разрезе разных стран.

Во второй главе  был  проведен анализ бюджетной системы  РФ, который включал в себя анализ федерального бюджета, анализ бюджета  Республики Татарстан. При анализе  федерального бюджета  привели данные об основных характеристиках федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, а так же динамика и структура доходов и расходов. При анализе бюджета Республики Татарстан были приведены данные так же об основных характеристиках  и структуре доходов.

 В  третьей главе был рассмотрен  вопрос - направления повышения эффективности использования бюджетных средств. Таким образом, решение проблемы повышения эффективности использования бюджетных средств, кроется в осуществлении принципа бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности. Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, России надо выбрать для неё более приемлемый вариант или их сочетание.

Наделение региона функциями  и, соответственно, объемами налогов, поступающих  в региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих  средств - если при наделении новой  функцией эффективность их использования  начинает снижаться, регион пока не готов  к ее выполнению. Это – очень  простой пошаговый механизм определения  рационального размера прав и  полномочий региона. В случае если налоговых  поступлений для реализации очередной  функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.

Список использованной литературы

 

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации:  федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ  от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823; Собрание законодательства  РФ. - 2008. - № 30. - Ст.3636.

2. О федеральном бюджете на 2007 год: федеральный закон от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (II). – Ст.5504.

3. Об исполнении федерального бюджета за 2007 год: федеральный закон от 03.12.2008 г. № 228-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 49. – Ст.5726.

4. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: от 23.06.2008 г. // Финансы. – 2008. - № 7. – С.3-12.

 

II. Специальная литература:

5. Агапова, Т.А. Расходы федерального бюджета до 2010 г. и экономический рост в России / Т.А. Агапова // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2008. - № 3. - С.70-79.

6. Болтинова О. В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права / О.В. Болтинова // "Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. – С.314-316.

7. Бюджетная политика и бюджетное планирование в РФ. – Учебное пособие/Ковалева Т.М.- М.: Изд-во "КноРус", 2009–128с.

8. Виницина, В.В. Особенности бюджетной системы России / В.В. Виницина // ЭКО. - 2008. - № 1. - С.120-129.

9. Горегляд, В. Об особенностях современного бюджетного процесса / В. Горегляд // Финансы. - 2006. - № 10. - С.14-18.

10. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы / Д.Ю. Завьялов // Финансы. - 2008. - № 6. - С.15-19.

11. Казанцев, С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.С. Казанцев // ЭКО. - 2008. - № 11. - С.19-40.

12. Князева, Е.А. Новые правовые акты, регулирующие бюджетный процесс / Е.А. Князева // БиНО: Бюджет. учреждения. - 2008. - № 12. - С.12-39.

13. Мацкуляк, Д. И., Петров А. В. О безопасном исполнении бюджета в системе казначейства / Д.И. Мацкуляк // Финансы и кредит. - 2008. - № 11. – С.70-76.

14. Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 510 с.

15. Осадчий, Г.Н. Задачи государства по повышению эффективности реформирования бюджетного процесса / Осадчий // Налоги. - 2007.- № 6. – С.6-7.

16. Селезнев, А. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // Экономист. - 2009. - № 2. - С.15-27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы бюджетной системы РФ