Теоретические основы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
2) провести анализ бюджетной системы РФ;
3) продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.

Файлы: 1 файл

kursovaya_Anya.docx

— 106.04 Кб (Скачать файл)

Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней Российской Федерации.

Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

- функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и ее субъектов;

-  классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

-  ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В связи  с тем, что в настоящее время  Российская Федерация вступила в завершающую стадию бюджетной реформы, целью которой является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). Это потребовало внести существенные изменения в бюджетную классификацию.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации  основывается на законодательных актах  Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [15.С.83].

Налоговые доходы включают:

- Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);

- Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог).

-  Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; акцизы).

-  Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации; акцизы).

- Налоги на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог для юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог)

-  Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; переходящее в порядке наследования и дарения).

-  Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

-    Государственная пошлина.

- Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

-  Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; сборы, прочие налоги на импорт).

- Прочие налоги, пошлины и сборы (прочие федеральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы).

Неналоговые доходы включают:

- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду государственного имущества; проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли ЦБ РФ; прочие поступления от государственной собственности или деятельности).

- Платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом)

-  Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т. д.)

- Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий; от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и т. д.).

-  Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций)

- Штрафы, санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения административные штрафы и иные санкции; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов).

- Прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные классификации расходов

В бюджетной  системе Российской Федерации в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид классификации расходов — программную классификацию.

Функциональная  классификация группирует расходы  по видам деятельности, ведомственная — расходы субъектов этой деятельности, экономическая — расходы по видам затрат, а программная классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей.

Первым  уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Разделы классификации предусматривают  направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:

-  общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

-  правоохранительная деятельность и национальная безопасность;

- национальная экономика;

-  жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации и спорт;

- здравоохранение;

- социальная политика;

-  межбюджетные трансферты.

Вторым  уровнем функциональной классификации  ходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Дальнейшая  детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень  функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации [13.С.12].

Четвертый уровень функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации детализирует направления финансирования расходов бюджета как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной  власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств  может быть полномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Таким образом, ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации.

Экономическая классификация определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Согласно  главе 5 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система  Российской Федерации основана на принципах:

1.Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами  не вправе налагать на юридические  и физические лица не предусмотренные  законодательством Российской Федерации  финансовые и иные обязательства  по обеспечению выполнения своих  полномочий.

3.Принцип самостоятельности бюджетов означает:

– право  и обязанность органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

– право  и обязанность органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом;

– право  органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах налоги и  сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

– право  органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и  направления расходования средств  бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых  осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

– недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов  и источников финансирования дефицитов  других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, а также расходных  обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, за счет средств  консолидированных бюджетов или  без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных  обязательств;

– право  органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета  на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно  в форме межбюджетных трансфертов;

– недопустимость введения в действие в течение  текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений  бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации без  внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих  компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

Информация о работе Теоретические основы бюджетной системы РФ