Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:23, контрольная работа
Кредитный риск в банковской деятельности возникает в процессе кредитования субъектов экономики. Значение кредитного риска в структуре банковских рисков зависит от масштаба кредитных операций, осуществляемых банком. Размещение значительной части активов в кредитные вложения, получение банками значительной части прибыли за счет кредитных операций означает концентрацию значительной части банковских рисков в кредитном портфеле. Спецификой банков является осуществление деятельности по размещению средств преимущественно за счет привлеченных ресурсов. Невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству. Анализ кризисов банковских систем ряда стран: России (банковский кризис 1998 г.), Японии, стран Юго-Восточной Азии (1997 г.), показал, что глубинные причины проблемности банков были вызваны реализацией кредитного риска - значительным объемом просроченных кредитов, как следствием проведения рискованной кредитной политики.
Таким образом, Д. Дюран определил границу выдачи ссуды как 1,25 и более. Если набранная сумма баллов менее 1,25, следовательно, заемщик является неплатежеспособным, а если более, то наоборот.[1]
Вторая проблема при использовании механизма скоринга заключается в том, чтобы из большого количества показателей выбрать те критерии, которые необходимы и те, которые не являются существенными. Для этого необходимо выбрать одну из следующих математических моделей:
● статистические методы, основанные на дискриминантном анализе (линейная регрессия, логистическая регрессия).
Наиболее традиционным и распространенным является линейная многофакторная регрессия :
где р - вероятность дефолта,
w - весовые коэффициенты,
x - характеристики клиента.
Недостаток данной
модели заключается в том, что в левой
части уравнения находится вероятность,
которая принимает значения от 0 до 1, а
переменные в правой части могут принимать
любые значения.
Логистическая
регрессия позволяет преодолеть этот
недостаток:
Для применения логистической регрессии необходимы гораздо более сложные расчеты для получения весовых коэффициентов, но данная модель позволяет разделить заемщиков по нескольким группам. В настоящее время логистическая регрессия является лидером скоринговых систем.
● Различные варианты линейного программирования, основная задача которого это поиск весовых коэффициентов, для которых ошибка будет минимальной, т.к. невозможно точно классифицировать заемщиков.
● Дерево классификации и нейронные сети. Дерево классификации и нейронные сети представляют собой системы, которые разделяют клиентов на группы, внутри которых уровень риска одинаков и максимально отличается от уровня риска других групп. Нейронные сети используются при определении кредитоспособности юридических лиц, где анализируются выборки меньшего размера, чем при определении кредитоспособности физических лиц.
● Генетический алгоритм. В сфере кредитования имеется набор классификационных моделей, которые подвергаются «мутации», «скрещиваются», и в результате отбирается «сильнейший», т. е. модель, дающая наиболее точную классификацию.
● Метод ближайших соседей. Выбирается единица измерения для определения расстояния между клиентами. Все клиенты в выборке получают определенное пространственное положение. Каждый новый клиент классифицируется исходя из того, каких клиентов, плохих или хороших, больше вокруг него.[2]
Другими недостатками скоринга являются:
● оценка не реального заемщика, а информации, которую он о себе сообщает, и хорошо подготовленный клиент может представить данные о себе так, что практически гарантированно получит кредит;
● системы требуют постоянной доработки и обновления, так как со временем изменяются социально-экономические условия и условия кредитования. На Западе разработка новых скоринговых моделей происходит раз в полтора-два год и во многом зависит от стабильности экономики в этот период;
● сложность осуществления быстрых решений департамента риска кредитной организации — смена или корректировка методики оценки превращается в длительную процедуру для большого количества точек обслуживания;
●
невозможность построения сложной стратегии
принятия решения.
Данная система
обладает и рядом преимуществ:
● выявление и предотвращение попыток мошенничества;
● увеличить кредитный портфель за счет уменьшения количества необоснованных отказов по кредитным заявкам;
● повысить точность оценки заемщика;
● уменьшить уровень невозвратов;
● ускорить процедуру оценки заемщика;
● снизить формируемые резервы на возможные потери по кредитным обязательствам;
● быстро и качественно оценить динамику изменений кредитного счета индивидуального заемщика и кредитного портфеля в целом.
Основным преимуществом скоринговых систем является отсутствие возможности обмана заемщиком данной системы, т.к. практически любая скоринговая модель является самообучающейся. Именно с накопления определенных кредитных историй, с момента запуска программы в действие включается второй этап анализа информации по потенциальному заемщику. Скоринг начинает сравнивать клиента с теми, кто уже получил кредит в этом банке, но не всех заемщиков, а только тех, кто по указанным параметрам (пол, возраст, семейное положение, профессия, стаж работы и т.д.) имеет сходство с потенциальным заемщиком. Если скоринговая модель обнаруживает, что, например, из 10 заемщиков, похожих на нового клиента, лишь 5 успешно возвращают кредит, то программа причислит клиента к проблемной и рискованной группе и, как следствие, откажет в выдаче ссуды, занеся данную информацию в свою базу. При этом если в течение определенного времени скоринг будет продолжать отказывать по этой группе, то специалисты банка имеют возможность скорректировать ее, обновить и начать выдавать кредиты заемщикам из данной группы.
Механизм скоринга при оценке кредитоспособности индивидуальных заемщиков используется в банках в качестве компромисса, потому что кpедитный комитет физически не способен рассматривать каждую заявку в индивидуальном порядке, а наpащивать объем выдаваемых кредитов необходимо с целью максимизации прибыли. Поэтому, дополнительными преимуществами скоринга, помимо выше перечисленных, являются возможность снижения издержек и минимизация операционного риска за счет автоматизации принятия решения о выдаче кредита, также позволяет сокращать время обработки заявлений и предоставления ответа о выдаче или отказе в кредите и централизованно принимать кредитное решение и тем самым снижать влияние человеческого фактора при его принятии.
В
России развитие скоринга ограничивается
все еще низкими по западным меркам объемами
кредитования, а также быстро меняющимися
социально-экономическими условиями.
Российские банки не располагают достаточной
информацией о клиентах для того, чтобы
выстроить эффективные скоринговые модели,
обеспечивающие спрос на розничное кредитование,
с одной стороны, и минимизацию банковских
рисков – с другой. В такой ситуации банки
могут действовать двумя способами. Во-первых,
использовать модель, разработанную за
рубежом, с ее обязательной адаптацией
к российским реалиям, что потребует затрат
времени и средств. Во-вторых,
отказаться на первоначальном этапе от
применения скоринга и выдача кредитов
всем желающим на основании стандартной
проверки с целью накопления необходимой
кредитной истории. Далее на основании
этих данных разработать собственную
скоринговую модель – эффективную, но
дорогостоящую для банка.
Практическое задание.
На примере
конкретного банка изучить
Риск-менеджмент - это финансовая категория. Снижение величины риска осуществляется через финансовые методы: диверсификацию, лимитирование, самострахование, страхование и др.
В совокупности они образуют единый финансовый механизм управления риском, который называется "риск-менеджмент".
Риск-менеджмент
- это система управления
риском и финансовыми
отношениями, возникающими
в процессе этого
управления.
Cформированная в Отделении Сберегательного банка (ОСБ) г. Нефтекамска система управления кредитным риском по корпоративному кредитному портфелю также направлена на минимизацию кредитного риска по сделкам корпоративного кредитования и включает следующие основные направления:
Действующая система управления кредитным риском, наряду с предпринятыми ОСБ г. Нефтекамска антикризисными мероприятиями позволили Банку сохранить контроль над качеством корпоративного кредитного портфеля и обеспечить приемлемый уровень надежности кредитных вложений в условиях продолжающегося финансового кризиса.
Благодаря предпринятым усилиям по итогам 2011 года ОСБ г. Нефтекамска смог сохранить диверсифицированный, с точки зрения отраслевой, валютной и срочной структуры, и сбалансированный, с точки зрения рисков, корпоративный кредитный портфель.
В части розничного кредитования в кризисных условиях отчетного года, Банк применял консервативные подходы к кредитованию физических лиц с целью сохранения качества кредитных вложений.
В
Банке функционирует
В
Отделении Сберегательного
На сегодняшний день основой оценки рисков и критерием, который определяет качество портфеля кредитов малому бизнесу, является методика финансового анализа малых предпринимателей. Эта методика разрабатывалась и утверждалась Сбербанком более двух лет назад. В Сбербанке определили свои подходы к оценке рисков и кредитованию малого бизнеса, опираясь на опыт и статистику, накопленные российскими банками. В основе методики — принципы, заложенные Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который еще до кризиса, в 1994–1995 годах начал кредитовать малые предприятия в России через партнерские банки.
Краеугольным камнем методики, позволяющей формировать качественный кредитный портфель в этом непростом сегменте, является анализ управленческой отчетности и управленческих данных малого предприятия. Кредитные специалисты, конечно, изучают и официальную отчетность потенциальных заемщиков, но многие малые предприятия работают по упрощенной форме отчетности. Надо понимать, что далеко не все компании из сегмента малого бизнеса отражают в официальной отчетности всю свою деятельность. И потому кредитный специалист Отделения Сберегательного банка (ОСБ) г. Нефтекамска изучает книги учета товара, товарных остатков, расчеты с поставщиками, ситуацию с дебиторами — старается получить максимальный объем информации, которая позволит наиболее всесторонне оценить бизнес данного предприятия и риски банка. На основе такого анализа специалисты департамента кредитования малого и среднего бизнеса определяют потребность предприятия в заемных ресурсах и его способность выполнить обязательства перед банком.