Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало обоснование результатов, проводимой Правительством Российской Федерации, фискальной политики в период кризиса.
Задачами, решенными при проведении исследования, стали:
изучение понятия и видов фискальной политики;
изучение мирового финансового кризиса, анализа антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и виды фискальной политики………………………………………..5
2.Причины мирового финансового кризиса, анализ антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации……………………………………………………………………..12
3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…...……………………………………...30
Введение

Файлы: 1 файл

курсовая Кондакова1.docx

— 116.65 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»» 

 

АЗОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

 

 КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»

 

 

Курсовая работа

По курсу: «Доходы бюджета»

 

на тему: «Влияние мирового финансового кризиса на фискальную  политику государства»

 

Выполнила студентка 

4 курса  541 группы                                                                       Кондакова А.М.

зачетная книжка № 08052

 

 

Научный руководитель:

 К.э.н. доцент                                                                                     Рукина С.Н.

 

Азов

2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие и виды фискальной политики………………………………………..5

2.Причины мирового финансового кризиса, анализ антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации……………………………………………………………………..12

3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики……………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  использованной литературы…...……………………………………...30 

Введение

 

Огромные средства, взимаемые  в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам, бюджету и фискальной политике.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования, а так же являются важнейшим инструментом фискального механизма.

Фискальная политика значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач таких как, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Объектом проведенного в  рамках данной работы исследования являются фискальная политика и проводимые реформирования налогов в связи с мировым финансовым кризисом

Целью данной курсовой работы стало обоснование результатов, проводимой Правительством Российской Федерации, фискальной политики в период кризиса.

Задачами, решенными при проведении исследования, стали:

  • изучение понятия и видов фискальной политики;
  • изучение мирового финансового кризиса, анализа антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации;
  • изучение фискальной политика в условиях инновационного развития Российской экономики.

Тема фискальной политики и налогов на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика  переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять фискальную и бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека и всей страны в целом.

 

 

  1. Понятие и виды фискальной политики, ее взаимосвязь с фискальным механизмом

 

В настоящий момент нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

  • фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции)1.
  • фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
  • фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов2.
  • фискальная политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного ВВП3.

Все несколько вышеперечисленных  определений, несмотря на некоторые  различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

 

В экономической теории фискальную политику трактуют, как налогообложение и государственные расходы с целью сглаживания циклических колебаний и обеспечение устойчивого экономического роста в условиях высокой занятости и низкой стабильной инфляции4.

Фискальная политика преследует следующие цели:

  1. Стимулирование экономического роста;
  2. Ликвидация безработицы;
  3. Борьба с инфляцией;
  4. Антициклическое регулирование экономики;
  5. Внешнеторговая сбалансированность;    

 Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.  
      Инструментами фискальной политики со стороны доходов являются налоги.

В период экономического спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику, которая включает увеличение государственных расходов или снижение налогов либо сочетание этих мер. Другими словами при сбалансированном бюджете фискальная политика должна быть направлена в сторону дефицита федерального бюджета в период спада. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция – это сдерживающая фискальная политика. Она включает уменьшение государственных расходов или увеличение налогов либо сочетание и того и другого. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо федерального бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией5.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики.

 Центральная идея кейнсианской  теории заключается в том, что  налоги являются главным рычагом  регулирования экономики и одним  из слагаемых ее развития. Поэтому Дж. М. Кейнс рассматривал сокращение налогов как основной фактор  роста совокупного спроса и соответственно роста реального ВНП. Согласно теории монетаризма (М. Фридман, Ф. Кейган, А. Мальтцер, Ф. Хайек 1970-1980-е гг.) налоги наряду с другими компонентами воздействуют на денежное обращение, через них изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются  неблагоприятные факторы развития экономики. Теория экономики предложения (А. Лаффер, М Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс. 1970-1980-е гг.) в большей степени, чем предыдущие, рассматривает налоги как один из важнейших факторов экономического развития и регулирования экономики.  В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории экономист А. Лаффер установил экономическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, которая показывает зависимость поступавших в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. (Рис. 1) 

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

  1. Ставка налога равна нулю – поступлений в бюджет нет;
  2. Ставка налога равна 100% поступлений в бюджет нет (в легальной экономике ни кто не работает, все уходят в теневую экономику).

 

                                   Рисунок 1. Эффект Лаффера6

 

При всех остальных значениях  R налогоплательщики будут платить налоги, а государство – их получать;

Точка А – при определенном значении Ra достигает максимума поступлений налогов в бюджет, а Ra считается оптимальным уровнем ставки налога, Та – максимальная ставка налоговых поступлений бюджет. Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с Ra, то произойдет не увеличения, а уменьшения суммы налоговых поступлений в бюджет, то есть при Rb > Ra,   Tb < Ta, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Итак, суть эффекта Лаффера  заключается в следующем: если экономика  находится с права от точки  А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (Ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и к предпринимательской деятельности, произойдет переход из теневой в легальную экономику. Иными словами если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в теневую экономику. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и доходов, что, в свою очередь не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с эффектом Лаффера). 

Рисунок 2.  Влияние расходов на объем национального производства7

 

Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия фискальной политики на совокупный спрос, а именно: допустим, фискальная политика влияет только на совокупный спрос; государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции; чистый экспорт равен нулю. (Рис. 2) Так график совокупных расходов (потребление + инвестиции, или С + I). Введение в экономический анализ государственных расходов (G)  сдвигает график совокупных расходов (С + I)  вверх и называет рост величины налогового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии биссектрисы8.

Фискальная политика в  коротком периоде сопровождается эффектами  мультипликаторов государственных  расходов, налогов сбалансированного  бюджета.

Анализ фискальной политики государства основан на использовании  модели кейнсианского креста, то есть эта модель сроиться исходя из предположения, что экономика находится в равновесии, когда реальные расходы равны планируемым. ВНП рассчитывается по расходам и по доходам. Следовательно, в нашей модели ВНП равен не только совокупным доходам, но так же реальным расходам на товары и услуги.

Это условие равновесия можно  записать как У=Е, где У – фактические  расходы; Е – планируемые расходы. На биссектрисе (Рис. 3) расположены точки, в которых выполняется это условие. Пересекающая ее линия представляет собой функцию планируемых расходов.  В точке пересечения этих линий достигается макроэкономическое равновесие, то есть равенство уровня доходов и планируемых расходов.

Рисунок  3.  Кейнсианский крест9

 

Использование кейнсианского  креста, показывает каким образом  манипулирование государственными расходами и налогами влияет на доход.

По степени участия  правительства в решении макроэкономических проблем различают дискреционную  и недискреционную, или автоматическую, фискальную политику.10

Дискреционная фискальная политика представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами  путем принятия специальных решений  правительства в целях воздействия  на реальный объем национального  производства, уровень занятости  и темп инфляции. Она предполагает целенаправленные действия правительства  при изменении экономической  ситуации с целью достижения стабилизационного  эффекта, недискреционная фискальная политика способствует обеспечению  данного эффекта автоматически.

Недискреционная фискальная политика предполагает гибкое изменение  интенсивности налоговых поступлении  и потоков трансфертных платежей в зависимости от постоянно меняющейся под влиянием циклических колебаний  экономической ситуации.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины мирового финансового кризиса, анализ антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации

 

Впервые громко и много  о финансовом кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США. Именно эту крупную державу  экономисты сегодня считают виновницей всех бед. По мнению экспертов, причина  кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно  больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при этом договора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи финансовые доходы не позволяли совершать регулярные выплаты по кредитам12. В итоге, все больше и больше квартир отходило в собственность банков, а покупателей на них оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис и банкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиарды долларов неликвидной недвижимости. 

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства