Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало обоснование результатов, проводимой Правительством Российской Федерации, фискальной политики в период кризиса.
Задачами, решенными при проведении исследования, стали:
изучение понятия и видов фискальной политики;
изучение мирового финансового кризиса, анализа антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и виды фискальной политики………………………………………..5
2.Причины мирового финансового кризиса, анализ антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации……………………………………………………………………..12
3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…...……………………………………...30
Введение

Файлы: 1 файл

курсовая Кондакова1.docx

— 116.65 Кб (Скачать файл)

Необходимо завершить разработку схемы налогообложения нефтедобычи  и нефтепереработки, предусматривающей  стимулы к разработке новых месторождений  и к повышению глубины переработки  нефти на территории Российской Федерации. Требуется рассмотреть возможность  дифференциации акцизов на моторное топливо в зависимости от его  экологического класса.

Для повышения доходов бюджетной  системы с учётом благоприятной  ценовой конъюнктуры на внешних  рынках необходимо продолжить повышение  налоговой нагрузки на газовую отрасль, имея в виду изъятие природной  ренты у налогоплательщиков, получающих её за счёт участия на мировых рынках природного газа.

При принятии решений о ставках  акцизов на табачную и алкогольную  продукцию целесообразно учитывать  не только фискальный эффект, но и необходимость  снижения негативного влияния табакокурения  и употребления алкоголя на здоровье населения.

Однако следует подчеркнуть, что  такого рода меры должны сопровождаться усилиями по предотвращению проникновения  на российский рынок более дешёвой  контрабандной подакцизной продукции.

6. Необходимо последовательно устранять  те элементы налоговой системы,  которые препятствуют инновационному  развитию. Для этого надо завершить  уже начатую работу по мерам  поддержки инновационного предпринимательства,  реализация которых невозможна  ввиду отсутствия соответствующих  законодательно закреплённых механизмов.

В связи с этим целесообразно:

  • внести изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать применённую в отношении их 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже;
  • дополнительно предусмотреть возможность (для тех налогоплательщиков, которые пожелают ею воспользоваться) распространения повышающего коэффициента для учёта в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 года, с момента, когда была введена эта льгота.

7. Требуется определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности к патентной системе налогообложения. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.19

Главным направлением совершенствования  налогового законодательства является налоговое стимулирование инновационной деятельности. На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:

  • поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ;
  • создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";
  • стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;
  • поддержка инновационной активности на региональном уровне;
  • реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года;

Однако, введение новых налоговых льгот не предусмотрено. Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.

В настоящее время основную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы. С целью снижения налоговой нагрузки на инновационные  предприятия проектом предусматриваются  следующие мероприятий:

  • корректировка ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;
  • модернизация порядка учёта расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, закрепление единого по видам работ, порядка ведения налогового учёта расходов на НИОКР;
  • создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включающих создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, "единое окно" постановки на учёт и подачи деклараций по всем налогам;
  • передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и др.20

                  Таблица 2.

Основные показатели развития экономики  в 2010-2014 гг.

(прирост/снижение в % к соответствующему  периоду предыдущего года)

Показатели

2010

отчет

2011

оценка

Прогноз

2012

2013

2014

Средняя цена за нефть Urals,       долл. США/баррель

78,2

108

100

97

101

Индекс  потребительских  цен, декабрь к декабрю,  %

8,8

6,5-7,0

5-6

4,5-5,5

4-5

ВВП

4,0

4,1

3,7

4,0

4,6

Промышленное  производство

8,2

4,8

3,4

3,9

4,2

Производство  продукции сельского хозяйства

-11,9

13,7

1,4

2,2

2,4

Инвестиции в  основной капитал

6,0

6,0

7,8

7,1

7,2

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

4,2

1,5

5,0

4,8

5,3

Реальная заработная плата

5,2

3,6

5,1

5,8

6,3

Оборот розничной  торговли

6,3

5,3

5,5

5,3

5,5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

400,4

527,5

533,1

535,9

565,3

Импорт товаров, млрд. долл. США

248,7

340,0

397,4

444,6

486,1


 

Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на создание эффективной, стабильной и конкурентоспособной налоговой системы, которая одновременно будет способствовать снижению рисков бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе21. Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка деятельности в области образования и здравоохранения.

В период 2012-2014 гг. продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», достижение показателей, указанных в таблице 2.

Наиболее значительным в принимаемых налоговых новациях является налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

В настоящее время также формируются  предложения по поддержке компаний в сфере разработки IT-технологий и программного обеспечения, в том  числе в форме снижения максимальной ставки страховых взносов.

Будет завершена работа над внесенным  Правительством Российской Федерации  проектом федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в  части совершенствования налогообложения  некоммерческих организаций и благотворительной  деятельности.

 Первым шагом к налоговому стимулированию развития человеческого капитала являются предложения по увеличению размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на каждого третьего и последующего ребенка.22  В частности, вычет в размере 3 тысячи рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка.

Регулярное проведение анализа  востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых  льгот является одним из важнейших  элементов налоговой политики, поскольку  увеличение количества предоставляемых  льгот в отсутствие сведений об их результативности не только приводит к выпадающим доходам бюджетной системы, но и дискредитирует саму идею предоставления налоговых льгот.

Проведение мониторинга востребованности налоговых стимулирующих механизмов возможно на основе отчетности Федеральной  налоговой службы, формируемой на базе информации, содержащейся в налоговых  декларациях, предоставляемых налогоплательщиками  в налоговые органы.

Для проведения мониторинга в существующие формы налоговых деклараций были внесены изменения, направленные на получение сведений, характеризующих  количественные параметры использования  налогоплательщиками определенного  перечня налоговых льгот.

Проведенный анализ позволит сделать  выводы об уровне востребованности и  доступности конкретных льгот, о  результатах их применения с точки  зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности  для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в  виде налоговых льгот, на более востребованные направления.

В данную группу необходимо также  отнести развитие форм мониторинга  поступления страховых взносов (не относятся к налогам) во внебюджетные фонды и разработку периодической  объективной отчетности.

В прогнозный период государство продолжит  реализовывать политику опережающего увеличения ставок акцизов на отдельную  подакцизную продукцию, в частности, на алкогольную, спиртосодержащую и  табачную продукцию.

Налоговая политика в отношении  акцизов на табачную продукцию будет  осуществляться, в том числе, путем  реализации мер по снижению потребления  указанной продукции, предусмотренных  Концепцией осуществления государственной  политики противодействия потреблению  табака на 2010-2015 годы (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р). В связи с этим, с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза относительно уровня 2011 года.

Кроме того, будет предусмотрено  установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и  сигареты без фильтра.

Следует отметить, что в связи  с ускоренной индексацией минимальной  специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет происходить  уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах. В этих условиях постепенно будет  снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой в долгосрочной перспективе будет возможно отказаться.

В отношении прочих подакцизных  товаров, в том числе нефтепродуктов, предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 году в размерах, предусмотренных  действующим законодательством  о налогах и сборах, с последующей  индексацией ставок акциза, установленных  в рублях, с 1 января 2014 г. на 10% к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно.

С 2011 года проводится политика по последовательному  увеличению ставок НДПИ на газ. С 2012 года ставка установлена на уровне 509 рублей и далее будет индексироваться до уровня 582 рублей в 2013 году и 622 рублей в 2014 году.

В целях стимулирования развития отрасли  может быть рассмотрен вопрос о дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

С учетом реализуемых мер в сфере налоговой  политики общий уровень фискальной нагрузки в ближайшей перспективе  останется стабильным на уровне 38-39% ВВП. Это в целом совпадает  с ожидаемым уровнем в 2012 году, однако выше значения в предыдущие годы с учетом решений по повышению ставок страховых взносов, опережающей индексации ставок акцизов, увеличению ставки НДПИ на природный газ и других решений. Налоговая нагрузка на экономику (общий уровень доходов бюджетной системы) существенно повысилась в 2011 году в основном за счет повышения страховых выплат – до 36,5% ВВП с 31,6% в 2010 году, и в 2014 году она ожидается на уровне 35,9% ВВП.

Государственный долг может возрасти до 15,7% ВВП в 2014 году, а бюджетные фонды (Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния) 9,3-9,7% ВВП в 2014 году.

Таблица 3.

Баланс бюджетной системы, % ВВП

 

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы

35,4

39,1

38,5

38,1 - 38,4

38,8 - 39,1

Расходы

39,2

38,5

39,6

39,0 - 39,6

38,7 - 39,3

Профицит (+) / Дефицит (-)

-3,8

0,6

-1,2

-1,2 / -0,8

-0,2 / 0,1

 Объем государственного долга Российской Федерации

9,3

10,4

13,0

14,7 - 14,9

15,7 - 16,0

Объем Резервного фонда

1,7

3,0

4,2

4,7 - 4,9

5,8 - 6,1

Объем Фонда национального  благосостояния

6,0

4,8

4,3

3,9

3,5 - 3,6

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства