Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало обоснование результатов, проводимой Правительством Российской Федерации, фискальной политики в период кризиса.
Задачами, решенными при проведении исследования, стали:
изучение понятия и видов фискальной политики;
изучение мирового финансового кризиса, анализа антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и виды фискальной политики………………………………………..5
2.Причины мирового финансового кризиса, анализ антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации……………………………………………………………………..12
3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…...……………………………………...30
Введение
Неблагоприятная ситуация в экономике
США не могла не отразиться на всем
остальном деловом мире, и Россия
не стала исключением.13 Наиболее
сильно по экономике страны ударила невозможность
дальнейшего получения дешевых иностранных
кредитов на межбанковском рынке, а также
снижение объемов экспорта продукции.
Кроме этого причиной возникшего в нашей
стране финансового кризиса считается
также падение цен на нефть – молниеносное
и значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель.
Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное
значение для России, поэтому снижение
цен на сырье резко снизило и доходы от
его экспорта.
Начиная с мая 2008 года, рост биржевых индексов
РТС и ММВБ начал свое падение.
В первом полугодии 2011 г. рост ВВП составил 3,7% и носит восстановительный характер.
Основным фактором, обеспечившим
этот рост, стало ускорение накопления
запасов. Со стороны
Рисунок 5. Сравнительный анализ объемов ВВП и цен на нефть
Принципиально существуют две стратегии изменения налогообложения в условиях кризиса. Первая основана на концепции финансовой стабилизации. Она предполагает, что ни в коем случае нельзя допускать дефицита бюджета, который придется покрывать за счет дополнительной денежной эмиссии. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к инфляции, которая сократит реальные доходы населения. Поэтому налоги следует собирать в таком объеме, чтобы они полностью покрывали расходы бюджета. Отсюда следует, что снижение налогов весьма рискованно и проводить его надо крайне осторожно, чтобы не допустить дефицита бюджета и связанного с ним роста цен. Согласно другой концепции – экономического роста – снижение налогов, наоборот, приносит крайне положительный эффект в условиях конкурентной рыночной экономики. Снижение налогового бремени стимулирует частную инициативу, и в результате общая сумма налоговых поступлений в бюджетную систему возрастает благодаря росту ВВП.14
Что касается России, то основные меры российского правительства применялись в направлении ослабления налогового бремени, но и меры повышения налогов также имели место. Большая часть налоговых мер вступила в силу 1 января 2009 года.
Начавшие действовать в 2008 году меры следующие:
1.
Изменение порядка уплаты НДС.
Были устранены искусственные
ограничения при применении
2. Возможность перехода к уплате налога на прибыль на основе фактической прибыли до окончания года. Новшества по налогу на прибыль включали в себя: увеличение амортизационной премии (отнесение к расходам части стоимости основных средств и в дальнейшем начисление амортизации на оставшуюся их стоимость) по отдельным группам основных средств с 10 до 30%, изменение порядка списания на расходы стоимости лицензии на право пользования недрами. Снижение налога на прибыль обошлось бюджету в 500 млрд. рублей. Принятые меры призваны стимулировать предприятия к росту. Тем не менее, в условиях кризиса прибыль предприятий уменьшается, и стимулирующее воздействие этих мер оказалось в значительной степени нереализованным.
В 2009 году были предприняты следующие меры:
1. Предоставление регионам права снизить ставку налога по доходам за вычетом расходов, применяемого в упрощенной системе налогообложения, с 15% до 5%.
2. Снижение ставки налога на прибыль организаций с 24 до 20% . Кроме того, за субъектами Федерации сохранялось право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%.15
3. Изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть, которое привело к ее существенному снижению; 250 млрд. рублей недополучила бюджетная система из-за снижения экспортной пошлины на нефть. Следующие меры были предприняты для снижения налогового бремени нефтедобывающих предприятий: повышение необлагаемого минимума (минимального дохода, не облагающегося налогом) при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых с 9 до 15 долл., введение налоговых каникул для определенных участков недр, разработка которых затруднена из-за сложных природных условий, и изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользования недрами. Следует заметить, что такая мера как введение налоговых каникул, дает преимущества не всем, а именно отдельным компаниям, уже имеющим лицензии на соответствующие участки.16
Отмечалась также политика повышения налогов. В июле 2009 года был принят закон о повышении действующего тогда единого социального налога. Во многих регионах наблюдалось резкое повышение налога на имущество физических лиц.
Таким образом, антикризисные меры, входящие в правительственный пакет, не составляли взаимосогласованной системы (понижение ставок одних налогов и повышение ставок других)
Необходимо отметить также ряд изменений и уточнений в первой главе НК РФ, последовавших в связи с мировым финансовым кризисом 2008 года.
Например, внесены дополнения в статьи 54 и 59 НК РФ, входящие в главу 8 Налогового кодекса РФ, которая регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. А именно, в статье 54 НК РФ, содержащей положения, касающиеся общих вопросов исчисления налоговой базы, законодатель уточнил, что налогоплательщик вправе провести перерасчет указанной базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки и искажения привели к излишней уплате налога. В целом изменения, внесенные в экстренном порядке в часть первую НК РФ, сделали некоторые нормы этой части Кодекса лояльнее к налогоплательщику.
Как
отразились вышеперечисленные
Таблица 1
Исполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации в 2008-2011 г.г. (в области налоговых доходов, реформированных в связи мировым финансовым кризисом)17
Наименование показателя |
Исполнено в 2008 году |
Исполнено в 2009 году |
Исполнено в 2010 году |
Исполнено в 2011 году | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Доходы всего |
9 274,11 |
7 336,77 |
8 303,84 |
11 365,99 | ||||
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
998,39 |
10,76 |
1 176,61 |
16,04 |
1 328,75 |
16,00 |
1 753,24 |
15,43 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 133,82 |
12,23 |
873,36 |
11,90 |
1 169,51 |
14,08 |
1 497,17 |
13,17 |
Продолжение таблицы 1 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Налог на прибыль организаций |
761,13 |
8,21 |
195,42 |
2,66 |
255,03 |
3,07 |
342,60 |
3,01 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 784,80 |
19,24 |
1 202,99 |
16,40 |
1 672,41 |
20,14 |
2 332,37 |
20,52 |
Единый социальный налог |
506,77 |
5,46 |
509,77 |
6,95 |
Заменен с 1.01.2010г. страховыми взносами согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года |
В целом, анализируя динамику поступлений бюджет, объемы средств налоговых доходов, реформированных в связи с мировым финансовым кризисом за 2008- 2011 года, можно утверждать, что проведенные антикризисные мероприятия в области фискальной политики, имеют положительный результат.
Многообразие антикризисных
Необходимо отметить, что законодательно был определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
Действовавший в 2004 - 2007 годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки. Сформирован Резервный фонд, обеспечивший сбалансированность федерального бюджета.
В целях обеспечения
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не было запланировано. Но необходимо было принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.
3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики
В соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации в июле 2011 подготовлено Бюджетное послание Президента России на 2012-2014 года, где в части четвертой содержатся основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы РФ на 2012-2014 годы.
Согласно документу, в среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение следующих основных проблем:
1. Необходимо ввести в действие
начиная новых правила
2. Следует завершить подготовку
к введению местного налога
на недвижимость. Необходимо, чтобы
введение нового налога, с одной
стороны, обеспечило более
3. Требуется приступить к
4. Следует подчеркнуть
5. Должно быть обеспечено
Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства