Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало обоснование результатов, проводимой Правительством Российской Федерации, фискальной политики в период кризиса.
Задачами, решенными при проведении исследования, стали:
изучение понятия и видов фискальной политики;
изучение мирового финансового кризиса, анализа антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и виды фискальной политики………………………………………..5
2.Причины мирового финансового кризиса, анализ антикризисных фискальных мероприятий Правительства Российской Федерации……………………………………………………………………..12
3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…...……………………………………...30
Введение

Файлы: 1 файл

курсовая Кондакова1.docx

— 116.65 Кб (Скачать файл)

Неблагоприятная ситуация в экономике  США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением.13 Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса считается также падение цен на нефть – молниеносное и значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.  
Начиная с мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС и ММВБ начал свое падение.

В первом полугодии 2011 г. рост ВВП составил 3,7% и носит восстановительный характер.

 Основным фактором, обеспечившим  этот рост, стало ускорение накопления  запасов. Со стороны производства  рост ВВП был связан с высокой  динамикой обрабатывающих производств,  транспорта и торговли. В июле  и августе значительный рост  отмечен в строительстве.

Рисунок  5. Сравнительный анализ объемов ВВП и цен на нефть

 

Принципиально существуют две стратегии изменения  налогообложения в условиях кризиса. Первая основана на концепции финансовой стабилизации. Она предполагает, что  ни в коем случае нельзя допускать  дефицита бюджета, который придется покрывать за счет дополнительной денежной эмиссии. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к инфляции, которая сократит реальные доходы населения. Поэтому налоги следует собирать в таком объеме, чтобы они полностью покрывали расходы бюджета. Отсюда следует, что снижение налогов весьма рискованно и проводить его надо крайне осторожно, чтобы не допустить дефицита бюджета и связанного с ним роста цен.  Согласно другой концепции  – экономического роста – снижение налогов, наоборот, приносит крайне положительный эффект в условиях конкурентной рыночной экономики. Снижение налогового бремени стимулирует частную инициативу, и в результате общая сумма налоговых поступлений в бюджетную систему возрастает благодаря росту ВВП.14

Что касается России, то основные меры российского  правительства применялись в  направлении ослабления налогового бремени, но и меры повышения налогов также имели место. Большая часть налоговых мер вступила в силу 1 января 2009 года.

Начавшие действовать в 2008 году меры следующие: 

1. Изменение порядка уплаты НДС.  Были устранены искусственные  ограничения при применении вычетов  (возврата уплаченных налогов). В  их числе наиболее важны предоставление  права вычета НДС с авансов, отмена обязанности перечислять НДС в денежной форме при неденежных способах расчетов. Также операции по ввозу технологического оборудования, не имеющего российских аналогов, были освобождены от уплаты данного налога.

2. Возможность перехода к уплате  налога на прибыль на основе фактической прибыли до окончания года. Новшества по налогу на прибыль включали в себя: увеличение амортизационной премии (отнесение к расходам части стоимости основных средств и в дальнейшем начисление амортизации на оставшуюся их стоимость)  по отдельным группам основных средств с 10 до 30%, изменение порядка списания на расходы стоимости лицензии на право пользования недрами. Снижение налога на прибыль обошлось бюджету в 500 млрд. рублей. Принятые меры призваны стимулировать предприятия к росту. Тем не менее, в условиях кризиса прибыль предприятий уменьшается, и стимулирующее воздействие этих мер оказалось в значительной степени нереализованным.

В 2009 году были предприняты следующие  меры:

1. Предоставление регионам права  снизить ставку налога  по доходам за вычетом расходов, применяемого в упрощенной системе налогообложения, с  15% до 5%.

2. Снижение ставки налога на  прибыль организаций с 24 до 20% . Кроме того, за субъектами Федерации сохранялось право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%.15

3.  Изменение порядка  взимания  вывозной пошлины на нефть, которое привело к ее существенному снижению; 250 млрд. рублей недополучила  бюджетная система из-за снижения экспортной пошлины на нефть. Следующие меры были предприняты для снижения налогового бремени нефтедобывающих предприятий: повышение необлагаемого минимума (минимального дохода, не облагающегося налогом) при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых с 9 до 15 долл., введение налоговых каникул для определенных участков недр, разработка которых затруднена из-за сложных природных условий, и изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользования недрами. Следует заметить, что такая мера  как введение налоговых каникул,  дает преимущества не всем, а именно отдельным компаниям, уже имеющим лицензии на соответствующие участки.16

Отмечалась также политика повышения налогов. В июле 2009 года был принят закон о повышении действующего тогда единого социального налога. Во многих регионах наблюдалось резкое повышение налога на имущество физических лиц.

Таким образом, антикризисные меры, входящие в правительственный пакет, не составляли взаимосогласованной системы (понижение ставок одних налогов и повышение ставок других)

Необходимо  отметить также ряд изменений и уточнений в первой главе НК РФ, последовавших в связи с мировым финансовым кризисом 2008 года.

Например, внесены дополнения в статьи 54 и 59 НК РФ, входящие в главу 8 Налогового кодекса РФ, которая регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. А именно, в статье 54 НК РФ, содержащей положения, касающиеся общих вопросов исчисления налоговой базы, законодатель уточнил, что налогоплательщик вправе провести перерасчет указанной базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки и искажения привели к излишней уплате налога. В целом изменения, внесенные в экстренном порядке в часть первую НК РФ, сделали некоторые нормы этой части Кодекса лояльнее к налогоплательщику.

Как отразились вышеперечисленные преобразования на структуре доходов федерального бюджета, мы можем проследить по данным таблицы1.

Таблица 1

Исполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации в 2008-2011 г.г. (в области налоговых доходов, реформированных в связи мировым финансовым кризисом)17

Наименование показателя

Исполнено в 2008 году

Исполнено в 2009 году

Исполнено в 2010 году

Исполнено в 2011 году

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Доходы всего

9 274,11

7 336,77

8 303,84

11 365,99

Налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ

998,39

10,76

1 176,61

16,04

1 328,75

16,00

1 753,24

15,43

Налог на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию РФ 

1 133,82

12,23

873,36

11,90

1 169,51

14,08

1 497,17

13,17

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Налог на прибыль организаций

761,13

8,21

195,42

2,66

255,03

3,07

342,60

3,01

Вывозные таможенные пошлины  на нефть сырую 

1 784,80

19,24

1 202,99

16,40

1 672,41

20,14

2 332,37

20,52

Единый социальный налог

506,77

5,46

509,77

6,95

Заменен с 1.01.2010г. страховыми взносами согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года


 

 В целом, анализируя динамику поступлений бюджет, объемы средств налоговых доходов, реформированных в связи с мировым финансовым кризисом за 2008- 2011 года, можно утверждать, что проведенные антикризисные мероприятия в области фискальной политики, имеют положительный результат.

  Многообразие антикризисных мер,  принятых в 2008-2009 гг. и направленных  на поддержку финансового и  реального секторов, а так же  населения, - по данным Правительства  России, в рамках реализации антикризисной  программы было принято 379 актов.18

Необходимо отметить, что законодательно был определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Действовавший в 2004 - 2007 годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания  макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки. Сформирован Резервный фонд, обеспечивший сбалансированность федерального бюджета.

В целях обеспечения преемственности  и предсказуемости бюджетных  проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных  контрактов, формирования среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.    Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом руководствовались при планировании, как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения проводились в соответствии с Планом по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ, а также в соответствии с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации.

Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не было запланировано. Но необходимо было принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день эта отрасль законодательства будет динамично изменяться. 

 

 

3.Фискальная политика в условиях инновационного развития Российской экономики

 В  соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации в июле 2011 подготовлено Бюджетное послание Президента России на 2012-2014 года, где в части четвертой содержатся основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы РФ на 2012-2014 годы.

Согласно документу, в среднесрочной  перспективе должно быть обеспечено решение следующих основных проблем:

1. Необходимо ввести в действие  начиная новых правила регулирования  трансфертного ценообразования  в налоговых целях. Кроме того, следует предоставить возможность  крупным холдингам исчислять  и уплачивать налог на прибыль  организаций в целом по консолидированной  налоговой базе холдинга, то есть  ввести в законодательство Российской  Федерации институт консолидированной  налоговой отчётности по налогу  на прибыль организаций.

2. Следует завершить подготовку  к введению местного налога  на недвижимость. Необходимо, чтобы  введение нового налога, с одной  стороны, обеспечило более справедливое  распределение налоговой нагрузки  между объектами недвижимого  имущества с разной рыночной  стоимостью, а с другой стороны,  было социально приемлемым и  осуществлялось с учётом сложившегося  уровня доходов населения, не  привело к росту налоговой  нагрузки на малообеспеченных  граждан.

3. Требуется приступить к инвентаризации  установленных федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам и оценке их эффективности.  Речь идёт в первую очередь  о льготах по налогу на имущество  организаций и по земельному  налогу. Возможная отмена таких  льгот – это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения налоговой автономии региональных и местных властей, а значит, и ответственности за принимаемые ими решения.

4. Следует подчеркнуть настоятельную  необходимость, с одной стороны,  в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

5. Должно быть обеспечено совершенствование  механизмов налогообложения нефтяной  и газовой отрасли, табачной  и алкогольной продукции.

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства