Взаимоотношения КБ с Банком России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка; ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

Содержание работы

1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С БАНКОМ
РОССИИ………………………………………………………………………………….3
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ……………………………...9
3 ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ПАССИВОВ ЦБ…………………………………10
4 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ ЦБ РФ……………………………………………………………………13
5 ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
БАНКА РОССИИ………………………………………………………………………17
ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….22

Файлы: 1 файл

банки лебединская.docx

— 42.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО            ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский Государственный  Университет

Приборостроения и Информатики»

 

Кафедра

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

 

Домашняя контрольная  работа

по дисциплине

«Банковское дело»

на тему:

«Взаимоотношения КБ с Банком России»

                                  

  

 

 

                               Выполнил:

    студент IV курса

группы МФЭФ2-09-01 (Д)

специальность 080801

Щелкунов А. Н.

Проверила:

Лебединская О. Г.

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО  БАНКА С БАНКОМ 

РОССИИ………………………………………………………………………………….3

2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ  БАНКОВ……………………………...9

3 ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ  ПАССИВОВ ЦБ…………………………………10

4 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ 

ПОЛИТИКИ ЦБ РФ……………………………………………………………………13

5 ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ 

БАНКА РОССИИ………………………………………………………………………17

ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С БАНКОМ  РОССИИ

 

Функции общего регулирования  деятельности каждого коммерческого  банка в рамках единой денежно-кредитной  системы страны возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать  обеспечению: устойчивости работы и  укреплению финансового положения  коммерческого банка; ориентации и  стимулированию деятельности банка  в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики  и повышения благосостояния общества; научной организации денежного  обращения в народном хозяйстве.

При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические  методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений  ЦБ РФ с коммерческими банками  и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим  банковским законодательством. Так, с  учетом складывающейся ситуации в экономике  ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования  такого комплекса экономических  методов, как: изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими  банками в ЦБ РФ; изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам; проведение операций с  ценными бумагами и с иностранной  валютой.

В соответствии с Положением «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 г. ЦБ РФ образует резервный фонд кредитной системы РФ. Средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости  обеспечить возможность коммерческим банкам выполнить перед клиентами  свои обязательства по возврату ранее  привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБ РФ, изменяя нормы  обязательных резервов, оказывает влияние  на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы  в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет  коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими  кредитные ресурсы, т.е. увеличить  кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая  политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

В соответствии с мировой  банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, величины и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое  время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незначительными  сроками хранения и в больших  суммах возможности коммерческого  банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку  кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный  срок возврата. Поэтому резервируемая  часть таких вкладов должна быть выше, чем вкладов с длительными  сроками хранения.

На величину норм обязательных резервов влияют также уровень развития банковской системы, состояние экономики  в целом. Так, в странах с развитой банковской системой, функционирующей  в условиях стабильной экономики, нормы  обязательных резервов устанавливаются  на относительно длительное время и  существенно ниже, чем, например, сейчас в Российской Федерации, где идет формирование кредитной системы  рыночного типа.

Поскольку внесение средств  в фонд обязательных резервов осуществляется коммерческим банком не каждый день, а  периодически, то необходимо стремиться к максимальной величине принимаемых  в расчет привлеченных средств с  учетом нормы обязательных резервов. Чем чаще и оперативнее будет  выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в ЦБ РФ, тем выше будет уровень  такого соответствия. В настоящее  время данная операция осуществляется ЦБ РФ совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию  на 1-е число месяца.

Регулирование величины остатка  средств, подлежащих резервированию, заключается  в том, что коммерческий банк на основании  данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются  привлеченные в качестве кредитных  ресурсов средства клиентов, и норматива  обязательных резервов, установленного ЦБ РФ, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения  первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной  средств, учитываемой на отдельных  лицевых счетах, открытых каждому  коммерческому банку на пассивном  балансовом счете первого порядка  № 302 в региональном Главном управлении ЦБ РФ.

Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования  недовзнос средств перечисляется  платежным поручением в течение  двух рабочих дней после даты, на которую производится регулирование, в региональное Главное управление ЦБ РФ. Перечисление производится с  дебета лицевых счетов, открытых на активных балансовых счетах № 30202 и 30204 в коммерческом банке, в кредит лицевых  счетов, открытых коммерческому банку  на балансовых счетах № 30201 и 30203 в региональном Главном управлении ЦБ РФ. При этом расчеты осуществляются через корреспондентский счет коммерческого банка, открытый ему в этом управлении.

В случае когда величина ранее зарезервированных средств  больше, чем это следует из расчета  на последующую дату, региональное Главное управление ЦБ РФ на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им на данный момент сумму средств. При этом делается обратная бухгалтерская проводка по соответствующим балансовым счетам.

В целях укрепления финансового  положения коммерческого банка  и дисциплины внесения резервируемых  средств региональное Главное управление ЦБ РФ может применять к нему экономические  меры воздействия в виде взимания штрафа в установленном им, но не более двойной ставки рефинансирования, размере: при нарушении установленных  сроков внесения средств; при отсутствии средств коммерческого банка.

Кроме того, в случае невыполнения требований о своевременном и  полном перечислении обязательных резервов Банк России имеет право: а) не предоставлять  таким банкам ломбардные и другие кредиты; б) не принимать депозиты у  таких банков; в) применять иные меры воздействия в соответствии с  законодательством вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В полной сумме зарезервированные  средства могут быть возвращены коммерческому  банку только при его ликвидации.

Помимо вышерассмотренного фонда обязательных резервов ЦБ РФ, до 1994 г. осуществлялось формирование таких централизованных фондов банковской системы республики, как фонд страхования  депозитов в коммерческих банках и фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Создание всех этих фондов в целом было направлено на поддержание постоянного устойчивого  финансового положения и ликвидности  каждого коммерческого банка, защиты интересов его вкладчиков, акционеров (пайщиков), всех кредиторов и клиентов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 г. «О защите сбережений граждан Российской Федерации» Советом директоров ЦБ РФ принято решение о прекращении формирования фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные средства в фонд страхования депозитов в коммерческих банках передаются в создаваемый федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) и счетов населения в качестве страховых взносов коммерческих банков. Средства, перечисленные в фонд страхования коммерческих банков от банкротств, возвращаются коммерческим банкам.

Экономические отношения  между ЦБ РФ и коммерческими банками  и регулирование деятельности последних  могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных  ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным  организациям. Так, когда кредитные  ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения  кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять  таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБ РФ оказывает  воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками  по отношению к своим заемщикам.

Так, первоначально в 1992 г. ЦБ РФ планировал темпы роста кредитов, предоставляемых им коммерческим банкам. В частности, по состоянию на 1 апреля 1992 г. прирост задолженности по ссудам ЦБ РФ коммерческим банкам не должен превышать 15% по сравнению с началом года, а процентная ставка по этим ссудам увеличивалась с уровня 6 — 9%, применявшегося в 1991 г., до 20% в 1992 г. Эти меры были призваны ограничивать объем кредитных вложений коммерческих банков в народное хозяйство  и соответственно денежную массу  в обращении, противодействовать развитию инфляции в экономике. Однако в дальнейшем выдержать такую жесткую рестрикционную политику не удалось.

К этому ряду экономических  мер по регулированию деятельности коммерческих банков относятся операции ЦБ РФ на открытом рынке с Ценными  бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБ РФ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую валюту, ограничивает кредитную экспансию  коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Рассматривая все вышеуказанные  методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать  о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой области и административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного  обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ РФ в  целях улучшения положения в  этой области может проводить  более жесткие мероприятия, носящие  административный характер, посредством  ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров и процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. ЦБ РФ была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по предоставляемым  ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не сопровождалась рестрикционной кредитной политикой.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБ РФ может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны ЦБ РФ по отношению к  коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться  в порядке исключительно вынужденных  мер.

 

 

 

 

2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 

Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками  расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные  санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции  принимаются в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки в случаях нарушения  ими указанных правил.

Информация о работе Взаимоотношения КБ с Банком России