Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:10, контрольная работа
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка; ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.
1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С БАНКОМ
РОССИИ………………………………………………………………………………….3
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ……………………………...9
3 ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ПАССИВОВ ЦБ…………………………………10
4 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ ЦБ РФ……………………………………………………………………13
5 ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
БАНКА РОССИИ………………………………………………………………………17
ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….22
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
5 ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ
Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров (ч. I ст. 84 Федерального закона).
Заметим, что в цитируемой статье говорится не о «нормативных актах», а о «решениях нормативного характера». Тем самым запрет становится более категоричным, исчезает возможность издавать нормативные акты под видом распоряжений. И все же на практике встречаются случаи, когда территориальное учреждение принимает решение нормативного характера.
Территориальное учреждение не может самостоятельно изменять свою собственную структуру, поскольку структура территориального учреждения определяется Советом директоров. В ч. 2 ст. 84 комментируемого Федерального закона сказано: «Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров».
Как мы видим, здесь ничего не говорится об организационной структуре территориального учреждения. И это логично, если учесть, что в пунктах 4 и 10 Федерального закона предусматривается, что только Совет директоров Банка России имеет право определять структуру Банка России и утверждать его внутреннюю структуру. Тем самым подчеркивается, что вопрос о структуре территориального учреждения должен решаться каждый раз отдельно Советом директоров Банка России.
Однако в самом Положении о территориальном учреждении эти требования Федерального закона сформулированы не столь категорично. В ст. 8 Положения о территориальных учреждениях сказано, что структура территориального учреждения утверждается приказом Банка России.
На наш взгляд, в федеральном законе нужно предусмотреть, что не только структура, но и состав всех подразделений территориального учреждения, а также положения о каждом подразделении утверждаются решением Совета директоров Банка России и не могут быть изменены руководством территориального учреждения. Такая стабильность необходима для укрепления законности в деятельности Банка России и повышения к нему доверия со стороны кредитных организаций. Дело в том, что в условиях, когда в территориальных учреждениях часто происходят реорганизации, то это отрицательно сказывается на деятельности тех кредитных организаций, которые там обслуживаются. Стабильность в банковской системе начинается со стабильности структуры, которая регулирует деятельность кредитных организаций. Ведь Федеральный закон предусматривает не только централизацию, как принцип организации Банка России, но и - что не менее важно - единство.
В Положении о территориальных учреждениях Банка России конкретизируются его цели и функции применительно к действию его подразделений на территории субъекта Федерации. Цели Банка России здесь почему-то названы его задачами (поддержание покупательной способности рубля, укрепление и развитие банковской системы, создание эффективной системы расчетов).
Среди множества полномочий, перечисленных в Положении о территориальных учреждениях, есть и такие, которые не предусмотрены Федеральным законом. В п. 22 ст. 14 «Полномочия по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций» говорится, что территориальное учреждение «рассматривает обращения учредителей (участников), кредиторов и клиентов кредитных организаций, связанные с соблюдением кредитной организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего банковскую деятельность, в том числе нормативных актов Банка России».
Таким образом, Положение ограничило проверку соблюдения кредитными организациями законодательства только случаями, когда о проверке ходатайствуют учредители (участники) и клиенты кредитных организаций. Тем самым Положение неправомерно сужает цели и задачи банковского надзора, предусмотренные в Федеральном законе.
Но даже в этом аспекте явно недооценивается вопрос о проверке законности в деятельности кредитных организаций. Чаще всего учредители (участники) кредитных организации, клиенты и вкладчики в ответ на свои обращения в Банк России с просьбой провести проверку соблюдения законов в банковской деятельности кредитной организации получают стандартные ответы со ссылкой на ст. И ГК РФ о том, что такие проверки не входят в круг обязанностей Банка России.
Действительно, если руководствоваться гражданским правом, то все споры должны решаться в суде. Но это только одна сторона вопроса. Другая сторона сводится к тому, что Банк России должен проверять соблюдение законодательства в банковской деятельности кредитной организации. Ведь, как уже говорилось, банковское право и надзор за его соблюдением входит в компетенцию Банка России. И если Банк России не уделяет этим вопросам внимания (поскольку не издал ни одного нормативного акта, регулирующего вопросы проверки законности в деятельности кредитных организаций), то это еще раз подтверждает, что такими вопросами должна заниматься специальная правительственная организация, наделенная соответствующими полномочиями.
В общих чертах правовое положение главных управлений регулируется нормами статей 83 - 85 комментируемого Закона.
Нормы ст. 74 комментируемого Закона предусматривают, что для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные ст. 75 того же Закона санкции по отношению к нарушителям.
Кроме того, в ст. 76 сказано, что Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные ст. 75, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Выявление ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, возможно только в том случае, когда территориальное учреждение Банка России изучает системообразующие связи между банками в регионе, который подпадает под его юрисдикцию.
В ст. 14 «Полномочия по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций» Положения «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 года № 46-П среди многочисленных полномочий мы не видим указания на необходимость проверки соблюдения кредитными организациями федеральных законов. Более того, во всем этом документе нигде не раскрыто содержание полномочий по проверке территориальным учреждением соблюдения федеральных законов. Здесь нет не только конкретизации задач надзора, сформулированных в статьях Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», но даже упоминания о них. Между тем это Положение является нормативным актом, конкретизирующим деятельность Банка России.
ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Форма краткосрочного
кредитования, при которой за
счет ресурсов банка
А) факторинг
Б) форфейтинг
В) овердрафт
Г) клиринг
2. Банк России увеличил
размер норматива отчислений
в Фонд обязательного
А) ликвидность останется неизменной, так как сумма отчислений в данный фонд не участвует в расчете показателей ликвидности
Б) ликвидность уменьшится
В) ликвидность увеличится
Г) данное обстоятельство не влияет на ликвидность
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ