Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,
выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы анализа
конкурентоспособности продукции 5
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции и ее
основные показатели 5
1.2 Показатели качества продукции и методы их оценки 14
2 Организационно - экономическая
характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 21
2.2 Анализ объема и структуры предприятия 22
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции 25
3 Выявление резервов для повышения
конкурентоспособности ОАО «Фаворит» 29
Заключение 33
литературА

Файлы: 1 файл

Kursovaya_original.doc

— 684.64 Кб (Скачать файл)

                                                                                                 (1.14)

где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления[6,с.49].

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации

По сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

- коэффициент стандартизации объекта;

- коэффициент повторяемости составных частей объекта.

Также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.

Конструирование современных изделий должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид[2,с.38].

Последнее условие рациональной компоновки сводится к соблюдению так называемого «золотого сечения», при котором соотношение длины линейных отрезков подчиняется правилу:

                                                                     (1.15)

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

К конкретным показателям экологичности товара относятся:

- содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов,

- выброс вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,

- радиоактивность функционирования объектов, связанных с исследованиями, «приручением» и использованием атомной энергии,

- уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.

Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).

Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции[5,с.118].

Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:

-экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,

-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,

-социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,

-экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием в следствии отказов от изделий.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, цена единицы качества, что можно представить формулой:

,                                                                                                            (1.16)

где Q-качество изделия,

С-затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели[15,с.118].

 

 

 

 

2 Организационно - экономическая характеристика

предприятия ОАО «Фаворит»

 

 

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Фаворит»

 

Открытое Акционерное Общество «Фаворит» зарегистрировано в г. Славгороде 01 июля 1998 г.

ОАО «Фаворит» является юридическим лицом и действует на основании Устава, Федерального закона «ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995г.

Основным видом деятельности Общества является производство и реализация автомобильных запчастей.

Количество акций Общества, находящихся в собственности одного акционера не ограничивается.

Учетная политика, организация документооборота в Обществе устанавливаются приказом генерального директора.

По месту нахождения Общества ведется полная документация, в том числе:

- учредительные документы Общества, а также нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества, с последующими изменениями и дополнениями;

- все документы бухгалтерского учета, необходимые для проведения собственных ревизий Общества, а также проверок соответствующими государственными органами согласно действующему законодательству;

- документы, подтверждающие право Общества на имущество;

- проспекты эмиссий Общества;

- протоколы заседаний, Общих собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной комиссии;

- перечень лиц, имеющих доверенность на представление Общества;

- список всех членов Совета директоров и должностных лиц администрации Общества;

- положения о филиалах и представительствах;

- иные документы, предусмотренные Законом “Об акционерных обществах”, Уставом Общества, внутренними документами Общества.

Эти документы должны быть доступны для ознакомления акционерами и их полномочным представителям в любое время в течение рабочего дня. Акционеры и их представители вправе снимать копии с указанных документов, кроме относящихся к коммерческой тайне Общества.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, предоставленных акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет генеральный директор Общества.

 

 

2.2 Анализ объема и структуры предприятия ОАО «Фаворит»

 

 

 

Для увеличения объема на предприятии руководство применяют следующие виды деятельности:

- изучение спроса на услуги предприятия и рынков сбыта; обоснование производственной программы предприятия;

- анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;

- анализ ценообразования на предприятии; оценка основных стратегий ценообразования;

- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных;

- выявление реальных и потенциальных конкурентов предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков;

- оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.

От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:

- структуры рынков и уровня их доходности;

- потенциальных потребителей услуг с учетом различных критериев;

- потребления услуг в расчете на душу населения;

- общего спроса на услуги на данном рынке;

- качества услуг, предоставляемых на данном рынке различными предприятиями;

- общей емкости рынка и рыночной доли конкретного предприятия.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услуги, качество предоставляемых услуг, потребительские предпочтения, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению и др.

Основными показателями величины рынка (количественными показателями) являются емкость рынка и рыночная доля предприятия. Емкость рынка характеризует возможный объем реализации услуг на данном рынке в течение определенного периода времени.

Основной качественной характеристикой рынка является его доходность.

Процесс анализа состоит из следующих этапов:

выделяются основные факторы, которые влияют на конъюнктуру рынка и оцениваются через систему статистических показателей;

строятся динамические ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;

определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе имеющихся оценок;

определяется общий итог взаимодействия всех факторов, выявляются место и роль каждого из них.

Производственной и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному кварталу в каждом.

Реализация товаров и услуг фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и выбранной тактики позиционирования товаров и ценообразования в условиях конкуренции.

Последовательность действий фирмы по продвижению товаров на рынок подчинен схеме поквартального наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в зависимости от поведения конкурентов.

Объем реализации фирмы по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных рынков сбыта, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичную продукцию и услуги.

Исходя из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы в год в разрезе основных видов деятельности.

Объем продаж в натуральном выражении принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена - по опыту пробных продаж продукции и аналогичных услуг на рынке.

Реальная производственная и сбытовая стратегия предприятия строится исходя из сезонности спроса на продукцию и услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии